Рецензия на фильм «Смерть в Венеции» Лукино Висконти (1971)

Рецензия на фильм «Смерть в Венеции» Лукино Висконти (1971)

Фильм «Смерть в Венеции» (1971): отзыв, актеры, фрагменты фильма. Красота ускользает всегда.

Сегодня мы поговорим о картине "Смерть в Венеции" Лукино Висконти, созданной им в 1971 году.

Лукино Висконти – один из значительнейших мастеров искусства. Один из немногих гениев, которые вообще есть в мире кино.

Фильм «Смерть в Венеции» (1971) – это зрелая работа мастера, по сути – итог, завершающий жизненный путь Висконти на этой земле.

Мастер скончался через пять лет после съемок фильма «Смерть в Венеции» (1971), успев поставить после него только три ленты.

Смотреть трейлер к фильму «Смерть в Венеции» (1971):

Сюжет фильма «Смерть в Венеции» (1971)

Формально канва фильма «Смерть в Венеции» (1971) повторяет сюжет одноименной новеллы Томаса Манна. Но есть и отличия, которые нельзя назвать принципиальными.

Например, у Манна главный герой - писатель, в фильме – композитор (актер Дирк Богард). В новелле дочь писателя – зрелая замужняя дама, а в фильме «Смерть в Венеции» (1971) – умирает ребенком, и композитор тяжело переживает ее утрату. В фильме у Густава фон Ашенбаха (так зовут главного героя) есть постоянный собеседник – антагонист и близкий друг Альфред (актер Марк Бернс), у Манна такового нет вовсе.

Однако на создание персонажа фон Ашенбаха Манна вдохновил как раз композитор – почитаемый и любимый им Густав Малер, образ которого и проецируется в фильме.

Богард и Малер

А постоянный собеседник Альфред позаимствован Висконти для фильма «Смерть в Венеции» (1971) из новеллы того же Манна «Доктор Фаустус».

Подобные уточнения можно продолжать и дальше, однако отмечу, что основной дух новеллы «Смерть в Венеции» сохранен и в фильме «Смерть в Венеции» (1971). Причем не только сохранен, но и поднят на такую высоту, какой у Манна все-таки нет.

Итак, известный композитор, находящийся в творческом кризисе, с подорванным здоровьем и душевным состоянием, приезжает на знаменитый итальянский курорт Лидо (называемый жемчужиной Венеции) чтобы отдохнуть и восстановить силы.

Смотреть фрагмент фильма «Смерть в Венеции» (1971):

Композитор известен и состоятелен, может позволить себе многое. Но ориентиры  в творчестве и жизни им утрачены. Утрачены, как он полагает, на время.

Сразу же отмечу, что Густав фон Ашенбах – перфекционист, и это важно для понимания фильма («Смерть в Венеции» 1971).

Прибыв на Лидо (остров, входящий в состав Венеции), композитор буквально в первый же день сталкивается с польской семьей, наблюдая за которой оказывается до глубины души поражен красотой мальчика-подростка (актер Бьерн Андресен).

Смотреть фрагмент фильма «Смерть в Венеции» (1971):

Затем следует эпидемия холеры, опустение курорта и смерть Ашенбаха от сердечного приступа.

Это основная канва фильма «Смерть в Венеции» (1971). Теперь перейдем к анализу.

Анализ фильма «Смерть в Венеции» (1971)

Тадзио в фильме «Смерть в Венеции» (1971) не просто красив. Он прекрасен, как ангел. И как ангел – совершенен. Присмотритесь к нему внимательнее. Ни в одном его движении, жесте, мимике нет ничего лишнего. Он идеален и чист. Даже контактируя с другими - отстранен от всего земного, грязного и грубого.

Как луч света этот мальчик (актер Бьерн Андресен) выделяется на фоне любого окружения, включая людей. Он – само совершенство. Ангел, сошедший на землю и вот-вот должный вернуться обратно, в небо.

Смотреть фрагмент фильма «Смерть в Венеции» (1971):

Окружающие почти не замечают этого. Ведь они целиком погружены в обыденную действительность и поэтому видят только ее.

Понять, кто именно перед ними, способен только тот, кто и сам так или иначе соприкасается с небесной красотой. В фильме «Смерть в Венеции» (1971) таким человеком становится Густав фон Ашенбах, талантливый композитор, мучительно старающийся довести каждое свое творение до совершенства.

И не ожидающий, что такой абсолют можно встретить в реальной жизни.

Когда это происходит, композитор (в фильме «Смерть в Венеции» 1971) оказывается потрясен до основания. Такие встряски либо дают мощный толчок к развитию, либо разрушают. Третьего не дано.

Повторюсь, Густав фон Ашенбах – перфекционист. Всю свою жизнь – а это уже немолодой человек – он стремился создавать прекрасное. Насколько это было в его силах. Но одно дело, когда ты видишь и создаешь красоту в музыке, живописи, литературе. Другое – когда совершенство предстает перед тобой воочию.

Этот идеал влечет к себе композитора все сильнее и сильнее. Должный дать только толчок, на самом деле он замещает собой всё внутри Ашенбаха, разрушая его личность.

Смотреть фрагмент фильма «Смерть в Венеции» (1971):

И на определенном этапе в фильме («Смерть в Венеции» 1971) кроме этих двух персонажей уже будто и нет никого. Тайный и завораживающий тет-а-тет на фоне декораций из других людей.

Не каждый смертный может выдержать встречу с небесным созданием. С какими бы благими намерениями то ни появлялось. Свет - яркий, ослепительный – не встречая на своем пути силу и свет, просто уничтожает встреченное препятствие.

На самом деле, фильм «Смерть в Венеции» (1971) – это история об отчаянном стремлении человека к запредельно прекрасному абсолюту -  к совершенству.

Когда смертное существо осознает узость спектра своих чувств, эмоций, возможностей. Понимает, насколько отвратительно разрушаемое возрастом тело. Но пытается в заведомо обреченном на неудачу рывке стать хоть чуточку ближе к совершенству.

Смотреть фрагмент фильма «Смерть в Венеции» (1971):

Заранее зная, что все равно не достигнет и оборвется. И невыносимо страдает оттого, что ему никогда не стать даже немного таким же, как его бог.

Но главное – фильм («Смерть в Венеции» 1971) о том, что человеку никоим образом не стоит пытаться вступать с этим безупречным совершенством в личный контакт.

Полноценно взаимодействовать могут только сущности, стоящие на одном уровне. Попытка смертного, каким бы талантливым он ни был, протянуть руку и коснуться бога – всегда кончается для человека смертью. В лучшем случае – сумасшествием.

Причем бог этот самый, как правило, не только не желает ничего плохого человеку, он может просто не замечать его – как человек тлю под ногами.

Поэтому, как бы Ашенбах ни мучился, узнав о Тадзио, смертный приговор (в фильме «Смерть в Венеции» 1971) он подписывает себе исключительно тогда, когда решает обратить внимание ангела на себя.

Резюме по фильму «Смерть в Венеции» (1971)

«Смерть в Венеции» (1971) – фильм, ослепительный по красоте. Смотря его, зритель и сам погружается в ту атмосферу прекрасного, которую всю жизнь старался воссоздавать главный герой.

Смотреть фрагмент фильма «Смерть в Венеции» (1971):

Связующей нитью через весь фильм «Смерть в Венеции» (1971) проходит музыка Густава Малера. Придавая картине дополнительную силу воздействия. И для меня – как, наверное, и для многих - четвертая часть симфонии №5 Малера неразрывно связана именно с фильмом «Смерть в Венеции» (1971).

Фильм «Смерть в Венеции» (1971) – безусловный шедевр. Не столь безупречный, как «Евангелие от Матфея» П.Пазолини, но абсолютно несомненный.

Когда осознаешь, что если бы Висконти и ничего больше не снял, кроме этого фильма («Смерть в Венеции» 1971), его существование здесь в качестве человека уже было бы полностью оправдано. Иными словами – чтобы создать даже один этот фильм, стоило жить.

Но не может не радовать, что практически всё творчество Лукино Висконти – это очень высокий уровень искусства, включающий и ряд других шедевров. Однако фильм «Смерть в Венеции» (1971) все-таки самая высокая вершина среди них.

Актеры в фильме «Смерть в Венеции» (1971)

Остановлюсь только на двух основных актерах фильма «Смерть в Венеции» (1971), так как именно они являются, по сути, основными персонажами, вокруг которых движется все остальное.

Актер Дирк Богард – Густав фон Ашенбах в фильме «Смерть в Венеции» (1971)

Актер на роль Густава фон Ашенбаха был выбран Лукино Висконти задолго до начала съемок фильма «Смерть в Венеции» (1971).

Дирк Богард

Актер Дирк Богард играл одну из главных ролей в фильме Висконти «Гибель богов». И именно тогда режиссер понял, что именно он должен предстать в роли главного героя его новой картины «Смерть в Венеции», съемки которой он планировал начать в 1971 году.

У режиссера не было ни тени сомнения, и других актеров, навязываемых ему Warner Brothers, он просто не рассматривал. Однако кинокомпания считала, что Богард не слишком известен, и вместо него должен быть занят более популярный актер.

В итоге, чтобы фильм «Смерть в Венеции» все-таки был создан, Висконти пришлось отказаться от собственного гонорара - так как финансирование картины было урезано вдвое.

Но результат оправдал ожидания. Дирк Богард – тот актер, игру которого можно целиком построить на крупных планах. Когда важны малейшие полутона, легчайшая тень мимики, просто выражение глаз.

Смотреть фрагмент фильма «Смерть в Венеции» (1971):

Богард с блеском выдерживает такие планы, которые для иных актеров стали бы провальными или сочились бы фальшью.

И именно это позволило ему абсолютно достоверно создать образ композитора, ослепленного и исподволь разрушаемого живым совершенством.

Просто вглядитесь в последние кадры фильма «Смерть в Венеции» (1971), они действительно не требуют слов:

Актер Бьерн Андресен – Тадзио в фильме «Смерть в Венеции» (1971)

Лукино Висконти долго искал того актера, кто мог бы не только достоверно существовать в образе ангела Тадзио, но был бы и внешне столь же прекрасен и безупречен.

В поисках Тадзио для фильма «Смерть в Венеции» (1971):

Режиссером были отсмотрены сотни симпатичных и красивых мальчиков нужного возраста. Однако ни один не был в должной мере отстранен от всего земного. И ни одного из них нельзя было бы принять за ангела, спустившегося по воле случая на Землю.

Так было до тех пор, пока Висконти не наткнулся на Бьерна Андресена. А когда он его увидел, то уже не сомневался в собственном выборе.

Актера Бьерна Андресена совершенно оправданно называют самым красивым мальчиком двадцатого столетия. Более того, он был бы совершенным Дорианом Греем, если бы его пригласили на эту роль. А некоторые из кадров фильма «Смерть в Венеции» (1971), где актер просто присутствует, можно было бы вывесить в музее – настолько он в них идеален.

Кадры с Тадзио из фильма «Смерть в Венеции» (1971):

В роли Тадзио Андресен абсолютно достоверен. Ему и не требуется  что-то изображать, он создает атмосферу, просто существуя в фильме «Смерть в Венеции» (1971). Выверенные совершенные движения. Идеальность всех действий. Аура ангела. Свет, словно струящийся из его тела и освещающий все вокруг.

На самом деле, если фильм «Смерть в Венеции» (1971) воспринимаешь не впервые, то его можно просто пересматривать, любуясь совершенством Тадзио (актер Бьерн Андресен).

И мне искренне жаль, что в карьере Бьерна Андресена эта роль осталась единственной значительной работой. А сам он, повзрослев, стал похож на демона.

Бьерн Андресен

 

А мне на сегодня остается только откланяться.

Побольше прекрасного в вашей жизни, друзья, и до встречи на следующей неделе.

Рецензии:

Рецензия на фильм "Евангелие от Матфея" (1964)

Рецензия на фильм "Чужой 3" Д.Финчера (1992)

Рецензия на фильм "Сатана" (2007)

Рецензия на фильм "Вкус вишни" (1997)

Обзоры:

Актеры в фильме "Риддик" (2013)

Актеры в фильме "Хищники" (2010)

Реклама от автора:
Что почитать субботним вечером:
«Стрелок» — www.proza.ru/2016/07/10/44

Поделись этой статьёй с друзьями:


222
Нет комментариев. Ваш будет первым!