Как написать стихотворение и не свести с ума читателя? Часть вторая.

Категория статьи:
Стихи и поздравления

 В прошлый раз мы с вами, уважаемые господа поэты, говорили о том, как сделать ваши стихи интересными с то чки зрения их содержания. В этой статье я хотел бы остановиться на форме и приемах их написания. Итак. мы с вами сделали очень важную часть работы, а именно, определились с аудиторией, которой мы адресуем наши произведения, с идеей, которая будет ей близка, а также придумали сюжет будущего стихотворения. Теперь нам осталось его написать. Написать его так, чтобы оно не прошло незамеченным, чтобы ваши слова достигли сердец читателей и слушателей, членов жюри на различных конкурсах. Как это сделать? Есть несколько приемов, которые могут в этом помочь.

 Не буду останавливаться на школьной программк. Что такое ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий...? Стихотворные размеры и формы...  Их определения мы можем без особых проблем найти в любом учебнике литературы или воспользоваться интернетом, если эти знания за прошедшие со школьной скамьи время выветрились из вашей памяти. Поговорим о практике.

Как задать ритм стихотворению?

Прежде всего стихотворение должно быть ритмичным. Вполне допустимо один раз в ходе написания текста любой ритм сменить на другой. Это может стать даже интересным ходом, особенно, если этим вы выделяете какую-то мысль, эмоцию, наиболее важный момент вашего рассказа. Однако, не стоит злоупотреблять и использовать данный приём слишком часто. Всё хорошо в меру и не должно затруднять восприятие читателя. К тому же, если впоследствие, вы решитесь выйти на сцену и декламировать своё творчество перед публикой вам же самим будет сложнее.

Синонимы - друзья поэта.

 Русский язык удивительно богат по своему лексикону. Об этом мы слышим с самого раннего детства. И, надо признать, что в этом утверждении нет ни капли лжи. Отсюда слеующий совет. Максимально избегайте повторов. Если сразу не приходит на ум синоним уже использованного слова, поставьте пока прочерк, но ни в коем случае не повторяйтесь. Можно, в карйнем случае использовать сайты, созданные в помощь поэтам и писателям, где на каждое слово вам выдадут десятки схожих по значению существительных или глаголов. Однако, всё же не стоит слишком часто использовать помощь ""всемирной паутины", лучше всего развивать сой собственный словарный запас. Исключение в данном правиле может быть лишь одно. Повтор прекрасно способствует усилению эмоциональной нагрузки текста, в этом случае, безусловно, он оправдан и необходим.

Рифма -  вторая сестра таланта.

 Рифма. Здесь есть несколько моментов, с которыми я сталкивался и сталкиваюсь на практике. Прежде всего, старайтесь избегать глагольных рифм. Это ни в коем случае не означает, чтобы вы раз и навсегда забыли об их существовании, отнюдь. Тем не менее, стихотворения, построенные на глагольной рифмовке вызовут, прежде всего, у литературных критиков вполне закономерный вопрос, а что, по-другому вы не можете? Глагольные рифмы очень простые. Элементарный пример. Не нужно обладать большим талантом, чтобы построить текст на рифмах подобных "жил - любил", "страдал - упал". В некоторых случаях это допустимо. Опять же для усиления впечатления, или, если есть необходимость в таком способе рифмовки по сюжету. Но... будьте осторожны.

Зачем юмор в стихотворениях?

 Юмор. "Я понял, в чём ваша беда. Вы слишком серьёзны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа, улыбайтесь". Эта цитата из потрясающего по своей глубине фильма Марка Захарова должна всегда присутствовать у вас в мыслях. Безусловно, есть темы над которыми не стоит пошучивать. Но легкая ирония, даже сарказм, вполне допустимы, если они не переходят границы пошлости. Так что смело шутите и не бойтесь показаться смешными, вдь юмор это один из главных признаков интеллекта и интеллигентности.

Пушкин и Маяковкий, или мат в стихах.

Очень много споров вызывает использование мата в поэзии. В данно случае, я опираюсь сугубо на личный опыт и на реакцию зрительного зала. Мат вполне допустим. В конце концов, лучший русский поэт - Александр Сергеевич Пушкин его иногда использовал. Да и не только он, вспомним и Маяковкого. Если матерные слова и выражения используются для усиления впечатления, если они уместны в контексте выступления и вы видите, что ваша аудитория их воспримет, то на мой взгляд, не должно быть никаких запретов и ограничений. Единственное замечание, мат может быть замечательным средством для выражения какой-либо мысли или эмоции, но, главное, чтобы данное средство не было единственным в вашем арсенале.

 

 Дорогие поэты и не только, все советы, которые прозвучали в этих двух небольших статьях - на самом деле просто пожелания. Вполе возможно, что вы найдёте свой собственный путь, и, именно ваши стихи, войдут в будущие учебники, наряду с авторами Золотого и Серебряного века, чего я вам искренне желаю. В рамках двух очерков нельзя рассказать о поэзии абсолютно всё, и я это прекрасно понимаю, но всё же надеюсь, что вам этот краткий эскурс пригодится.

 

 

 

Поделись этой статьёй с друзьями:


Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...