Таро без маски

Таро без маски
Категория статьи:
История, религия, традиции и обряды

Таро без маски

Нескучная история

У наших ворот всегда хоровод.

Ревнители эзотерики, оккультизма, называйте как угодно, не ошибётесь, считают, что прародители современных игральных карт — непостижимо загадочные карты Таро.

С лёгкой руки французских мистиков по сей день в разных изданиях кочует сказка о происхождении Таро. И она того стоит. Это небольшая новелла о том, что много тысяч лет назад перед угрозой гибели древнеегипетского царства, жрицы запечатлели знания в знаках-символах на игральных картах, которые потом раздали народу. Так древняя мудрость была отдана на сохранение греху азарта и алчности. Переносчиками Таро в Европу из глубин магической древности авторы сказки назначили вольнолюбивое и непоседливое племя цыган. Так попутно возник ещё и миф о цыганском ТАРОТе.

Не безызвестной г-же Блаватской, автору умом не постигаемого труда «Тайная доктрина», египетской древности показалось мало, она считала, что Таро «родилось в таинственной области, определить местонахождение которой никто не смеет и которая вызывает чувство безнадёжности у географов и христианских теологов…». «Г-жа Блаватская — самая образованная, остроумная и интересная обманщица, какую только знает история», — это одна из многих её пожизненных характеристик — обожала вопросы, вызывающие «чувство безнадёжности», только по ним и высказывалась.

Как всегда, реальность неромантична. Уверенно можно сказать, что Таро — продукт европейской культуры, истоки которого прослеживаются до XIV века. Свой классический вид, если признать таким колоду Марсельского Таро, карты приобрели только в XVIII веке. А как гадательная система в современном понимании, стали использоваться лишь в XIX веке. Конечно, на Таро гадали и раньше, но, судя по всему, как бог на душу положит, без особых правил. Самый основательный старый трактат о гадании на картах, якобы сохранившийся до нашего времени, написан в 1540 году.

Вероятнее всего, хотя и не обязательно, прародина игральных карт — арабский мир. Но ислам запрещает изображение человеческих фигур. Очевидно, в сарацинский период в карточной колоде не было фигурных карт. Они появились в результате европейского усовершенствования.

Изыскано оформленные игральные карты стали популярны в средневековой Италии при дворах государств-княжеств. Вероятно, тогда же появились козыри не подвластные мастям. Их форма оказалась удобной для наполнения отвлечённым содержанием. Это отвечало честолюбивым устремлениям вельмож, давало простор для аллегорий, образной игры ума, сатиры и очень украсило карты, которые превратились в изысканные миниатюры. Первые игральные карты, напоминающие Таро, относятся к 1428 году. Это колода Висконти-Сфорца, а точнее, несколько колод изготовленных для этой властительной семьи.

Появление масонского (оккультного) Таро, иными словами, карт, приспособленных для пояснения масонских и алхимических ритуалов, связывают с французом, парикмахером по фамилии Альетте, который взял эзотерический псевдоним Эттейла (Etteilla), представлявший собой ту же фамилию, написанную задом наперёд. Столь резкий поворот в своей жизни он сделал под влиянием протестантского пастора и по совместительству масона Антуана Кур де Жебелена, автора монументального, но незаконченного оккультного труда «Первобытный мир…», где и было высказано, вероятно, впервые, что Таро - это древнеегипетская книга мудрости, спрятанная под маской игральных карт. Так говорят, ручаться не буду.

Эттейла потратил всю жизнь, создавая свою гадательную систему на мудрёной основе оккультизма, и сгинул в вихре Французской революции. После 1789 года его судьба неизвестна.

Вместе с Эттейлой (Эттейлом?), казалось, сгинули и плоды его изысканий, но нет. После 1850 года они чудесным образом возродились и были воплощены в колоде «Египетское» Таро». Как водится, если известность приходит посмертно, то уже навсегда. А если приподнять эту легендарную завесу, окажется, что за ней стоит предприимчивый и талантливый издатель Батист-Поль Гримо, сколотивший состояние на издании игральных и гадательных карт. Без него мы вряд ли вспоминали бы сейчас славного парикмахера.

Издателю не пришлось ничего изобретать. Он взял за основу старое доброе Марсельское Таро и переодел его в египетские одежды так, как это себе представляли просвещённые умы той эпохи с поправкой на изысканный французский вкус. Чтобы понять, в чём дело, нужно вернуться в прошлое.

Марсельское Таро было напечатано для удовольствия публики и всеобщего употребления в Лионе в 1700 году. Эттейла тут совершенно не при чём. Марсельское Таро годится, как и для игры, так и для гадания. Его язык прост и груб. И никаких оккультных изысков! Строго говоря, Марсельское Таро — собирательное название карт Таро похожего оформления, которое европейские оккультисты называли «итальянским», потому что использовались итальянские знаки мастей. Ко времени Гримо оформление устоялось до вполне французского и вероятно в устном обиходе карты уже назывались «марсельскими», хотя выпускались и в других городах, но впервые печатно это название употребил доктор Папюс в книге «Цыганское Таро» (1889).

Задумав новую колоду, Гримо чутко уловил настроения общества, тягу к инфернальному, потустороннему, желание спрятаться от социальных потрясений, которые пережила Европа. Учёл так же особую популярность Египта среди широкой публики во Франции. Помимо понятных исторических причин, изрядную долю в копилку интереса к этой стране заложил своим походом Наполеон, взяв с собой в Египет целый отряд учёных, научные изыскания которых отразились в массовом сознании просвещённых французов того времени совершенно ненаучным образом, и, в частности, анекдотическим эпизодом: Наполеон, перед сражением у Александрии, отдал приказ: «Армию - в каре, ослов и учёных - в середину!».

Казалось бы, на дворе вторая половина XIX века, где Египет, где Эттейла, где Наполеон? А так всё сошлось! Потребовалась небольшая реконструкция и средневековое Марсельское Таро превратилось в Книгу Тайн. Для придания пущего колорита пригодился Эттейла. Говоря современным языком, это грамотный маркетинговый ход. Бизнес, господа!

Прародители современного гадательного Таро — игральные карты, а не наоборот, как принято считать у ревнителей оккультизма. Это, как шёл в церковь, а попал в кабак. Колода Таро сыграла с эзотериками злейшую шутку.

«Сочинения Эттейла, ставшие довольно редкими, темны, утомительны и написаны варварским языком; не все они были напечатаны, а рукописи этого отца современных гадальщиков на картах, до сих пор находятся у одного парижского книгопродавца, показавшего их мне. Особенно замечательны в них настойчивые исследования и несомненная добросовестность автора, который всю свою жизнь предчувствовал величие оккультных наук и умер у порога святилища, не смогши проникнуть за его завесу» - написал Элифас Леви Захед о своём предшественнике и с вдохновением продолжил его дело. Он связал строй Старших Арканов с еврейским алфавитом и Каббалой. Не он первый, но именно его талантливое откровение оказалось заразительным и было подхвачено оккультистами. Цитаты из книг Элифаса Леви до сих пор нарасхват в среде магов, я сам неравнодушен к его высказываниям и грешу их употреблением. Они покоряют пламенной красотой стиля и таинственной невнятностью.

В колоде современного Таро обычно 79 карт, одна из них пустая (чёрная или белая). Стандартное деление — 22 карты Старших Арканов (козырных карт), 16 фигурных карт (короли, королевы и т. д.), 40 обычных карт (из-за нечувствительности к языку некоторые авторы называют их «очковыми»). Фигурные и простые карты - это Младшие Арканы.

Старшие Арканы являются священной коровой эзотерики, так как якобы отражают сущности бытия. Они — загадочные сфинксы. «Двадцать две старшие карты уже включают в себя весь комплекс космических вибраций» — подобного рода «сапоги всмятку» вы обнаружите во множестве книг о гадании.

Очень часто имеют ввиду только Старшие Арканы, когда говорят о Таро. Их общее мистическое число и святость их порядка нередко всерьёз обсуждаются в бульварном оккультизме. В одной из книг я прочитал, что число Старших Арканов соответствует длине волны излучаемой атомом водорода, что, разумеется, по мнению автора, есть проявление зашифрованной мудрости.

Почему бы нет, если кому-то в это хочется верить? В конце концов, непорочное зачатие тоже никак не соотносится с реальной жизнью.

На самом деле традиции количества и порядка Старших Арканов изначально не было. Разрастание колоды происходило за их счёт. Есть колоды в которых 97 карт, например, "Ancient Minchiate Etruria", 1725 г. Для придание пущего колорита скажу, что сейчас, когда я это пишу, эта колода лежит передо мной на столе. Не было и до сих пор нет согласия в нумерации Старших Арканов. Опять же, чтобы ещё раз в этом удостоверится, просмотрел Марсельское Таро и колоду «Уйта-Райдера».

До того, как Таро взяли в оборот оккультисты, козыри бытовали в причудливо сказочной форме и могли представлять самые разнообразные символы-картинки без всякой системы. Было из чего выбрать, было, что добавить из сокровищницы герметических наук. Сейчас изучать эти стародавние колоды сплошное удовольствие: в них фантазийно отражён прошлый быт, страхи и надежды своего времени. Независимо от прочего применения, карты нередко приспосабливались для преподавания. Так, например, учили логике в Краковском университете. Вероятно, более всего на вид Старших Арканов повлияла алхимическая традиция изображать Великое Делание в виде аллегорических образов.

Не удивительно, что у почитателей Элифаса Леви возникли "небольшие сложности" с точностью сопоставления Козырей буквам еврейского алфавита. Но обойти такой пустяк труда не составило. Сделано это было с топорной элегантностью. Элифас Леви, оказывается, сознательно дал неверное соответствие, так как был связан обетом тайны перед Орденом Посвящённых, передавшим ему секреты Таро! Это эксцентричное утверждение принадлежит весьма колоритному магу XX века — Алистеру Кроули, который родился в год смерти Элифаса Леви и считал себя его инкарнацией. Почему такое внимание еврейскому алфавиту? Как вы думаете, на каком языке говорил библейский бог?

После Елифаса Леви неразбериха с козырями закончилась и Таро окончательно разделилось на игральное и оккультное. Больше их пути не пересекались.

Оккультные дисциплины имеют свойства запутываться в клубок, размотать который уже невозможно. Так Таро вплелось в астрологию. У этой звёздной науки есть навязчивое свойство — притягивать любой предмет, попавший в поле тяготения эзотерики. В былинное время астрология расширила кругозор древних мыслителей до замкнутого пространства зодиакального круга и тогда же умерла в себе, став для современного оккультизма примерно тем же, чем стала мёртвая латынь для медиков. Планеты и звезды из божественного неба переместились в реальное, земля утратила статус центра Вселенной - астрология закончилась. Но воспоминание о ней осталось и не даёт покоя романтическим умам. Поэтому не удивительно, что Таро было подправлено под язык астрологии. Древность придаёт особый шарм любому предмету.

На причину астрологической абракадабры, в обычной в своей манере, то есть, без обиняков, указывает в книге «Магия в теории и практике" Алистер Кроули, большой знаток астрологии и Таро: «Почти все профессиональные астрологи несведущи в своём предмете, как и во всех остальных".

А как же цыгане? Они с какого боку в этой истории? Доподлинно известно и отражено в хрониках лишь то, что в стародавние времена цыгане удивили средневековую Европу гаданием "по руке". Но секрет оказался прост: пока клиент с трепетом всматривался в судьбоносные линии на своей ладони, его кошелёк менял хозяина. Без лоха и жизнь плоха! Что касается гадания на игральных картах, то оно было обыденным в Европе задолго до цыган.

Миф о цыганском ТАРОТе узаконил в своих книгах Папюс. Настоящее имя - Жерар Анаклет Венсан Анкосс. Этот человек – фонтан оккультизма, его книг о тайноведении не счесть, он один из соучредителей «Каббалистического ордена Розы-Креста», который существует по сей день, основатель ордена мартинистов и так далее и тому подобное: перечисление когда, где и в чём он участвовал, как Маг, заняло бы очень много времени. Важно упомянуть о преемственности: псевдоним «Папюс», который Анкосс взял, заимствован из «Нюктемерона Аполлония Тианского» Элифаса Леви (широкой публике книга известна под названием «Учение и Ритуал Высшей Магии»). Человек неуёмной энергии, талантливый компилятор, Папюс сгребал в свои книги об оккультизме всё, что подворачивалось ему под руку, и как из мешка высыпал это на читателей.

Не устаю повторять: увы, маги, считающие невежество тяжким грехом, питают его своими занятиями независимо от намерений и цели, умножают невежество и порождают шарлатанов. Вот так, без сомнения Маг, Папюс стал отцом бульварного оккультизма самого низкого пошиба. Иногда Папюса называют автором системы карт Таро. Я бы так не сказал.

Систему ключей Старших Арканов, внеся в неё несущественные поправки, Папюс позаимствовал у Ордена Золотой Зари, через посредство одного из членов этого ордена, в последствии тоже опубликовавшего свой вариант. В эзотерике списывание друг у друга плагиатом не считается, потому что всё когда-то у кого-то списано в порядке преемственности. Так что, не сочтите мои слова за упрёк. Дело в другом. В Ордене Золотой Зари Таро использовалось не для примитивного гадания, упаси бог! Там Таро было включено в магические ритуалы.

Европейская магия яркий пример маниакального следования правилам, которые она себе сочинила. От этого стремление к систематизации и к структуризации, которое и отразилось на Таро. Версия «ключей» Золотой Зари тоже не с неба упала, но оказалась самой удачной и получила широкое распространение в среде оккультных гадальщиков, хотя для этого не предназначалась.

Как соотносятся оккультные изыскания с народным представлением о значении карт? На мой взгляд, никак. Увлекаясь вопросом, я проследил изменения значений гадальных карт лет на 200 в глубь. Это позволяют сделать инструкции, которые стали прилагаться к гадальным картам в 18 веке, и которые, в свою очередь, опирались на более ранние источники. Не буду утомлять всеми выводами, которые я сделал для себя. Ограничусь важным для нашего разговора: если отфильтровать внешние особенности исторических эпох, то общий круг значений довольно стабилен. Как и следовало ожидать, это круговорот жизни, круговорот вечных людских страстей и пороков. Но внутренняя структура изменчива, хотя и не сильно: нередко значения переходят с карты на карту. Такая вот, картина маслом! Разумеется, это лубок – аляповатый, наивный, искренний, подкупающий своей немудрённой философией существования.

Когда Папюс заговорил о цыганском ТАРОТе (именно так!), действительно, от природы сметливые и расторопные цыгане уже крепко прибрали к своим рукам гадательный бизнес. Ещё бы! Поле чудес в Стране Дураков никогда не оскудеет. В основу цыганского гадательного бизнеса легла полностью сформировавшаяся европейская народная традиция. Что они привнесли от себя? Вопиющую вульгаризацию гадания, нелепейшее прочтение карт. Впрочем, чаще всего о значении карт и речи, как не было, так и до сих пор нет. Цыганка гадалка хоть что-то понимающая в картах – случай редкий. Вместо картины маслом, черно-белый комикс. Что поделаешь, у цыган в массе вечные проблемы с образованием. Пожалуй, нет ничего удивительного в эволюции карточного гадания, явления по сути фольклорного, до цыганского ТАРОТа, апеллирующего исключительно к людской суеверности и невежеству.

Папюс, не вдаваясь в подробности, не до того ему было с силу множества текущих дел, поставил на одну полку и Таро Эттейлы, и оккультное Таро, и цыганский ТОРОТ. Это все равно, что солёные огурцы запивать парным молоком, в которое сосед ещё и слабительное подмешал.

Щекотливый вопрос о дурной наследственности оккультного Таро и, как бы цыганском убийственном посредничестве, современные умные авторы обходят молчанием, а утомлённые вселенским эзотерическим знанием Мастера считают его несущественным. Таро важнее своего происхождения! Так удобно! Советую принять эту точку зрения, как аксиому.

Если вас разочаровывает, что Таро значительно моложе египетских пирамид, то вы можете предложить свою версию, особо не утруждаясь обоснованиями, опираясь на ведомую только вам эзотерическую традицию. Вы поступите точно так, как и до вас поступали ревностные поборники оккультизма. Мягко говоря, отсебятина, а нередко и ложь, например, ссылки на неведомые или несуществующие древние тайные тексты – непременные спутники эзотерики. Не бойтесь, что вас поймают на слове, так сказать, за руку (или за язык?). Ну и что из того? Скажите, что вам было видение, что открылся третий глаз и так далее и тому подобное. Пусть докажут обратное! В оккультной системе координат вообще невозможно ничего ни доказать, ни опровергнуть. Это не должно вас огорчать. Наоборот! Где вы ещё найдёте столько простора для буйства фантазии?

Соотнесение Таро с еврейским или каким-либо другим алфавитом, с Каббалой — дело вкуса и личных пристрастий. Существуют разные мнения и литература по этим вопросам, но такое впечатление, что за деревьями леса не видно. Очень сомнительно, что Каббала нуждается в Таро (это, если говорить деликатно). Все же следует приветствовать всякого, кто найдёт в себе мужество, силы и время на попытки самостоятельно докопаться до истины. Знакомство с Каббалой не только даёт пищу для ума, но и развивает тип мышления, подавляемый системой современного светского образования.

Прочного оккультного фундамента в дореволюционной России не было. Я имею ввиду оккультизм на западный манер. Европу распирала своя чертовщина, Россию – своя. В конце 19-го и в начале 20-го веков у светской публики в моде была одержимость не важно чем. Одинаково без разбору и вникновения привечались заезжие представители порой противоположных магических и оккультных воззрений. Салоны, кружки, литература об инфернальном – этого добра было завались. Распутин – не черт из табакерки, который выскочил на погибель царской фамилии. Он абсолютно органично слит со своим временем.

Карты Таро, именно в марсельском варианте, в Россию занесли эмигранты из революционной Франции. Тут необходимо замечание. Вообще, игральные карты вошли в русский быт значительно раньше через Германию и Польшу. Память об этом сохранилась в двойственном названии мастей.

Уместно будет вспомнить эпизод из жизни Александра Сергеевича Пушкина, о котором он сам рассказывал своим друзьям. По разным приметам это случилось в 1819 году. В Петербурге Поэт (с большой буквы пишу не случайно) посетил гадалку Киргхгоф, как бы цыганку, хотя на самом деле немку. Предсказаний было несколько. Первое — о скором получении денег. Второе — о получении неожиданного предложения. Третье — о том, что он прославится и станет кумиром соотечественников. Четвёртое — о том, что он дважды подвергнется ссылке. Пятое — о том, что он проживёт долго, если на 37 году жизни с ним не случится беды от белой лошади, или белой головы, или белого человека. Так был написан своего рода конспект биографии Поэта. Но сейчас не об этом.

Основываясь на ответах, предполагаю, что гадалка пользовалась картами Марсельского Таро. В первую очередь, об этом говорит белый цвет лошади, головы и человека. В Марсельском Таро цвет имеет значение и особая цветовая гамма этой колоды неизменна по сегодняшний день, как минимум, с 1700 года. В данный момент, раз уж представился повод ещё раз соприкоснуться с историей, я с удовольствием разложил на столе карты, которые, вероятно выпали Поэту. И кстати, хочу сказать: Дантес был белокурым красавцем. Это оценка его современников. О бисексуальных похождениях Дантеса судачил весь аристократический Петербург. Но я не уверен, что он приехал в Россию на белой лошади, хотя молва на это указывает определённо.

Ещё один аргумент в пользу Марсельского Таро – формулировка и порядок ответов. Из собственного опыта знаю, что разные гадальные колоды карт «говорят» пусть и на похожем, но на своём языке, вроде как с акцентом. Если бы гадалка разложила современные нам карты «Уйта-Райдера», то при неизменной сути ответов, выглядели бы они иначе. В своей практике я всегда держал наготове три колоды (одна из них «Марсельская»). Выбирал нужную в зависимости от клиента и его вопроса. Уверен, что с Поэтом «разговаривало» Марсельское Таро. Мне могут возразить, что это не ахти какая прозорливость, ведь других колод тогда не было. Ан нет! Были немецкие карты, были итальянские карты.

Грандиозную попытку перенести Таро с вечно загнивающего Запада на православную почву предпринял Владимир Шмаков. Его книга "Великие арканы Таро" с подзаголовком "Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма" увидела свет на рубеже эпох в 1916 году. Она монументальна по своему замыслу и настолько сложна по исполнению, что трудно понять удался ли замысел? Уникальный труд русского философа почти беспредельно расширяет горизонт Таро до универсальной философской системы. Но, при всём уважении к священной Книге Тота, в подобных опытах Старшие арканы, как правило, не предмет разговора, а лишь повод для отвлечённых размышлений о душе и духовном человеке. И то хорошо, что кому-то они дают такой повод.

Усилиями бессчётных популяризаторов в XIX-XX веков эзотерика, которая по определению включает в себя неизреченные таинства, стала публичной, то есть исчезла, перемешалась с заблуждениями новейшего времени. Я не сказал, что она умерла. Нет! Это свойство Тайны, которая охраняет сама себя. Чем больше мы о ней говорим и пишем, тем надёжнее она упрятана от случайных ушей и глаз.

В наши дни варианты колод Таро размножились до необозримости. В своё время не избежал соблазна Сальвадор Дали и внёс свой вклад в интерпретации Книги Тота. Его колода Таро любопытна, как творчество эксцентричного художника, но не более. В ней нет магической судьбы. Не знаю, кому как, я пробовал, на ней не гадается – карты молчат о чём-то своём.

В разливанном море то ли эзотерики, то ли невежества есть несколько островков, о которых мне хотелось бы упомянуть особо. Это Большая и Малая Колоды Эттейла, Марсельское Таро, колода «Уйта-Райдера», Таро Кроули, Русское Таро. В них запечатлелись судьбы.

В Марсельском Таро на картах Младших Арканов нет рисунков. Но вековая традиция была нарушена в 1910 году, когда на свет появилась колода Райдера-Уейта, нарисованная американкой Памелой К. Смит. Сейчас это самая распространенная в западной традиции колода. Причина её успеха — подсказки в виде рисунков на картах Младших Арканов: человечек, таскающий пики, пронзённые сердца и прочая комиксность. Невольно вспоминается старая открытка с надписью: «Жду ответа, как соловей лета!». При этом, колоду не назовёшь примитивной. Очевидно, что для ленивого ума, коему она адресована, такое решение оптимально. В чём секрет популярности этих незамысловатых рисунков? В них Памела Смит вложила свой темперамент, свою душу и рассказала по секрету всему свету о своём разбитом женском сердце. Отношения их авторской троицы были крайне запутанными. Об этом мало кто знает, но каким-то образом её судьба передалась картам.

А вот Таро Кроули популярным не назовёшь Так и было задумано автором. Это элитарные карты.

Человеку благонравному, а особо – верующему, идти за Кроули, значит, идти прямиком в Ад. Добропорядочному христианину не стоит прикладываться к его картам. Это антихристианская колода. Жизнь Кроули – кошмар для обывателя! Маг скандально крушил свою жизнь, а думал, что разрушает основы миропорядка. Он одновременно жил и с мужчинами, и с женщинами, оральный секс считал формой медитации. Эпатировал, ужасал, вызывал к себе отвращение у добропорядочных людей. Ненавидел все мировые религии, но особенно – христианство. «Клюю я глаза Иисуса, висящего на кресте» — прокричал на весь мир. Очевидно, от такой дерзости мир должен был перевернуться, но не перевернулся. Однажды Кроули поймал жабу, окрестил её по своему обряду Иисусом Христом и распял.

Совершенно бесполезно пересказывать магические (в отличие от его публицистики) тексты Кроули. Очень часто это зашифрованные послания самому себе. А попытки комментариев приведут к плачевному результату. В колоде Aleister Crowley "Thot Tarot" использовано 1200 символов. (Сам не считал, но доверяюсь подсчётам других авторов.) Прокомментировать их, все равно, что составить энциклопедию по эзотерике.

Свою колоду Маг создал уже в преклонном возрасте. Первоначально он предполагал, что работа займёт не много времени. У него были основания так думать. Карты Таро сопровождали Кроули с тех пор, как в его жизнь вошла магия. Тогда он был молод и честолюбив. На склоне своих дней, желая подвести итог, он задумал отдать должное книге бога Тота, но по закоренелой привычке на место бога встал сам. Работа затянулась на пять лет. Египтолог по образованию Фрида Харрис, увлечённость и гений которой, по словам Кроули, вовлекли его в создание совершенно новой колоды, по грубым наброскам и словесным описаниям воплотила идеи Мага, хотя и, публично сторонилась его имени. А по окончании работы, после очередной размолвки, прекратила выплачивать пансион бывшему "антихристу", наркоману с пожизненным стажем и тихому алкоголику. По разным причинам, не в последнюю очередь из-за "нечеловеческой" репутации Кроули, рисунки воплотились в карты только в 1969 году уже после смерти их авторов.

Уейт, Райдер, Кроули, можно сказать, выпали из одного гнезда, имя которому эзотерический Орден Золотой Зари, рассказ о котором – это и высокая (без насмешки) эзотерика, и детектив, и криминальная хроника одновременно. И это совершенно уведёт нас от темы.

Моя любимая колода, которую я предпочитаю всем остальным – Русское Таро. Её автор художник Виктор Бахтин. Говоря о своей работе, он не упоминал о книге Владимира Шмакова "Великие арканы Таро". Не удивительно, книга (переиздана) и карты увидели свет одновременно – в 1993 году. Удивительно, что Русское Таро и «Великие Арканы» словно одно целое. Для кого – случайность, для кого – судьба.

Пока мы говорили о Таро, игральные карты не стояли на месте. Их издавали для разных игр, которые изменялись в основном в сторону упрощения. Изменялись и карты. В первую очередь «отпали» Старшие Арканы в силу своей замысловатой невнятности. Потом в одну карту слились Паж (оруженосец) и Всадник (рыцарь), так как эти персонажи утратили жизненное соответствие уместное в своё время в средневековой Европе. В широком обиходе осталось 52 карты.

Существуют иные объяснения появления привычной нам сейчас колоды игральных карт, но это уже не имеет никакого отношения к предмету нашего разговора. Совсем уж не важно, почему исчезли мелкие карты, и образовалась колода из 36 карт. Никакого оккультного или гадательного подтекста в этом нет. Погоду делал рынок азартных игр. Например, колода из 36 карт, самая простая и дешёвая.

В русском фольклоре (у В. И. Даля) вы найдёте пословицу: «Его ограбили 52 разбойника». Это об игре в карты. В Россию игральные карты проникли из Европы примерно в 16 веке, судя по дублирующему названию масти «пик» - «вини», через Польшу, и широко распространились. В XVII веке с картёжниками уже боролись на государственном уровне. При царе Алексее Михайловиче в «Уложении» 1649 года предписывалось с игроками поступать так, «как писано о татях», то есть бить их кнутом и лишать пальцев и рук путём отрубания. С тех пор и боролись. Чем закончилась многовековая борьба и каков её результат, вы можете судить сами.

С позиций православной церкви и по сей день игральные карты остаются орудием бесообщения. А о гадании даже говорить не стоит. Всяк, кто этим занимается — беса тешит! Только так и никак иначе. Православные гадалки на фоне икон и церковных свечей — картина забавная. Впрочем, как говорят: грех — пока ноги вверх, опустил, господь и простил! Действительно, зачем тот бог, который не милует?

Бог с ними, с церковными запретами. Главное в другом. Возьмите на заметку, что чем больше вокруг гадалки всевозможной церковной и магической атрибутики, тем она никчёмнее, как гадалка. К тому же, вероятнее всего — глупа и невежественна. Но если умна — то корыстна и цинична, а вы глупы и невежественны, если пользуетесь её услугами.

Напоследок ещё одно предостережение. Таро напоминает избушку на курьих ножках на опушке дремучего колдовского леса. Как она развернётся – зависит от вас. Внутри вы встретите и Бабу-ягу, и Колдуна, и много всяких разностей с первого взгляда больше похожих на хлам, чем на полезные вещи. А к столу вам непременно подадут фирменное блюдо – рагу из оккультизма. Кушайте на здоровье, но не засиживайтесь в гостях. Я подозреваю, что сами хозяева питаются оккультистами и случайно забредшими на огонёк путниками.

Для тех, кто нашёл время разделить со мной короткий рассказ о Таро, закончу словами отца герметических наук Гермеса Трисмегиста, он же бог Тот, которого я не раз упомянул всуе повествования:"Нужно думать и говорить, то, что есть: нет ничего истинного на земле. Вот в чём состоит истина: что нет ничего истинного на земле. И как может быть иначе, сын мой?"

Л. Январев

ОЦЕНИТЕ полезность статьи:
0/100
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование материалов данного сайта допускается только с указанием активной гиперссылки на источник с данного сайта.