Стать писателем?

Стать писателем?
Категория статьи:
Культура и искусство

Мужчина  пишет за столом

Я с детства зачитывался книжками. Кино и телевизор тоже, конечно, хорошо, но книга лучше. У моего соседа и друга была хорошая библиотека, мы читали наперегонки. Потом настал черёд библиотек публичных, немного выручала школьная. Набор произведений там был весьма скудным. Нет, классики и детские писатели лежали везде, но ведь искали-то другое – фантастику, приключения... Тут начинались проблемы. Где взять Стругацких? А Майн Рида, Конан Дойла? В свободном доступе всего этого не было. Помню, чтобы прочитать «Обитаемый остров» я бегал в центральную детскую библиотеку. Только там, в читальном зале имелся единственный экземпляр, и на него порой выстраивалась очередь.

Теперь это кажется смешным и нелепым, но Всемирной Сети ещё не было, а в розничную торговлю поступало чтиво мало интересное. Издавали в первую очередь писателей идеологически выдержанных, твёрдо следующих политики партии, и они далеко не всегда блистали занимательным сюжетом и отточенным стилем.

Та же картина наблюдалась и с детективами, с иностранной литературой. Однако информация о литературных новинках или просто интересных книжках распространялась в кругу моих знакомых моментально. А дальше – «Дай почитать». И ходили затрёпанные книжки по рукам, от человека к человеку. Высшим пилотажем считалось завести знакомство в библиотеке или книжном магазине. Через знакомых, глядишь, удавалось достать что-либо стоящее. Позже начали выдавать талоны на книги за сданную макулатуру. Ну хоть какой-то выход из положения.

Может быть поэтому для меня писатель всегда был небожителем, человеком иной породы, другого замеса. Не такой, как все. И если мысль попробовать написать что-нибудь самому порой приходила в голову, я тут же отбрасывал её как несостоятельную мечту.

Всё изменилось с появлением Интернета.

Сейчас, набрав в поисковике, к примеру, «Литературный конкурс», поражаешься обилию сайтов, форумов, самых разных площадок и ресурсов, посвящённых самодеятельному творчеству. Начиная с гигантов типа «Самлиб» (он же «Самиздат» в библиотеке Машкова) и «Проза.ру», и заканчивая небольшими сайтами, открытыми в том числе и моими «сетевыми знакомцами», людьми, которых я узнал на тех же сетевых конкурсах и форумах. Многие из этих площадок со временем увяли, другие живы по сей день. Пиши, выкладывай, читай выложенные произведения. Ограничения минимальные и легко выполнимые. Здесь мы друг друга хвалим и ругаем, «ищем блох», то есть отдельные ошибки и недочёты в тексте, самосудом выбираем победителей.

Это всё я называю «любительской лигой». К ней принадлежу и сам. Профессионалы – другое дело. Это действительно люди другого склада, а главное, иного образа жизни. Но сейчас не о них. Сейчас о любителях.

Почти каждый образованный человек считает, что он в силах писать литературные тексты. И не просто тексты, а блестящие, захватывающе интересные, да просто бесподобные рассказы и повести. Мысль, очевидно, идёт примерно таким путём: я умный, образованный человек, я прочёл за свою жизнь столько книг, что отлично знаю все приёмы и саму суть писательского мастерства. Так неужели я не смогу создать произведение хуже тех, что заполняют полки магазинов? Речь идёт, конечно, о развлекательной, жанровой литературе.

Когда-то сделать текст всеобщим достоянием считалось делом непростым. Приходилось либо писать в стол, либо везти рукопись в редакцию, «пробивать» через редактора, воевать за свой текст без всякой гарантии быть изданным... А тот ещё поинтересуется твоим образованием. Ах, так вы инженер (или врач, кочегар, моряк, ещё кто-то)? Так простите, уважаемый, мы издаём только членов Союза писателей, а не кого попало. Рукописи от любого, кому в голову взбрело накропать некую писанину, не берём. Вот и всё творчество.

Иное дело сейчас. Пиши, выкладывай в И-нет и собирай восторженные отклики!

К сожалению, не так всё просто. Для примера предлагаю любому желающему описать единственное событие – яркое, запоминающееся, волнующее – из своей жизни. Но описать так, чтобы это было интересно читать постороннему человеку. Не знакомому, не близкому, не участнику этого самого события, а совершенно чужому, незаинтересованному, нейтральному читателю. Если вам это удалось, можно считать в вас есть писательская жилка.

При этом может обнаружиться, что читать, совсем не то, что писать. Даже говорить – ведь есть чудесные рассказчики! - не то, что писать. Что привычные слова вдруг начинают проявлять своеволие, не хотят ложиться в строку, или делают это коряво, нескладно, некрасиво. Что прежде чем написать первую фразу, приходится долго ломать голову – а какая она должна быть, эта первая? А попробовав, понимаешь – нет, не такая она должна быть. Другая. Это ж я полное дерьмо написал, а не фразу. Тогда как сделать хорошо?

Муки творчества во всей своей красе. По ходу дела могу заметить, что первая фраза, абзац, глава действительно всегда самые трудные. Даже при наличии определённого опыта. Потом «расписываешься», как говорят писатели, легче идёт, но вначале... Недаром существует такой приём. Пишет автор произведение, а потом начало просто выбрасывает, правя текст так, чтобы не было провалов и непонятных моментов. Получается лучше.

Но вообще, произведение начинается не с писанины, а писателей правильнее было бы называть сочинителями. Вначале нужно придумать историю. Именно историю про то, как... Без этого дальше ничего не получится. В рассказе это одно событие – главное! – и один герой. История про человека, который... Вначале краткая экспозиция (кто, где, когда, в какой местности и каком времени), а потом происходит нечто, с героем происходит. И начинается событие. Быть может, ему предшествовали какие-то другие, менее значимые, но обозначить начало основного нужно обязательно. Создать некий триггер, пусковую зону, когда пацан отпускает натянутую резинку на рогатке. И дальше – развитие. И кульминация. И финал. Всё. Не так уж и сложно на первый взгляд, если б не эти непослушные слова, что никак не хотят укладываться в предложения. А предложения в абзацы.

Сейчас добыть информацию о ремесленной составляющей всей этой кухни несложно. В Сети полно статей в виде рекомендаций, объяснений, пособий. Редакторы пишут о наиболее часто встречающихся ошибках начинающих писателей, маститые авторы делятся опытом. Стоит только задаться целью, и всё это легко найти. А дальше – талант. Тут уже не угадаешь: он или есть, или его нет. И ещё желание. Если в руках зудит, если появилась вдруг потребность, если легче писать, чем не писать – пробуйте! Выставляйтесь на конкурсах, там есть гарантия, что вас прочтут и оценят. Вначале будут скорее всего ругать, порой жёстко. Ничего, лиха беда начало! Не обижайтесь, делайте выводы. В самом неприятном, самом разгромном отзыве можно найти рациональное зерно. Так набирается опыт. Я не знаю ни одного человека, у которого получилось бы с первого раза не то что блестяще, просто хорошо. Даже удобочитаемо.

Так что, если стало вдруг невтерпёж – пробуйте. И если хоть что-то получилось – продолжайте, не опускайте рук. Поначалу никому не будет дела до того, что вы пишете, и о чём пишете. И что вы вообще существуете вместе с вашим творчеством. Вас будут не замечать, ваши тексты могут зависать на ресурсах, просмотров – мизер, откликов – ноль. Через это все проходят. Но возможно, как-то раз вы выиграете свой первый конкурс и поймёте – могу!

Честно, жизнь после этого наполняется новым содержанием.

Знаменитые писатели в комнате

Поделись этой статьёй с друзьями:


21:02
+2
Писать, действительно, тяжело. Казалось бы, в голове столько ценных мыслей, но они находятся в состоянии хаоса. Нужна тренировка, чтобы думать, говорить и писать стало одинаково легко.
Мне всегда мешали условности и правила. Стараюсь изначально дать мысли свободу, пишу с ошибками, лишь бы не остановить поток. А уже после начинаю работать над структурой и корректурой текста.
А еще люблю «неправильные» тексты, «не прилизанные», но содержащие ценные идеи и размышления.
11:43
+3
Да, есть такой приём — писать всё, что приходит в голову по теме, потом разбираться с написанным. Так делать и М.Веллер советует в своём «Гуру». Что касается «прилизанности», то тут главное, какие вы цели ставите. Если только порезвиться на просторах Сети, найти единомышленников, пообщаться, то да, можно смело клепать любой неформат. Но если хочется участвовать в конкурсах, а тем более, публиковаться, приходится думать и о идеях, и об оформлении. Стилистку никто не отменял, да и читаются вычитанные и обработанные тексты много легче. ))
09:22
Вот, да… «Своеобразный» текст даже если и будет интересен, для широкой массы и конкурсов он не подойдет.
Хотела поставить оценку выше, но, криворучка, тыкнула меньше нечаянно. Жаль, что нельзя переголосовать. Извиняюсь…
Статья очень полезная и интересная!
10:33
Спасибо на добром слове, Максимка! ))
Комментарий удален