О писателях и читателях

Категория статьи:
Культура и искусство

 

Давно миновало то время, когда «работать» писателем было модно и престижно, а благополучно попавший в систему и укрепившийся в ней, обеспечивался надёжным кусом хлеба, с маслом, колбасой и сыром. А впоследствии и с икрой.

Так писатели работали раньше...

Ныне времена изменились. Писателей становится всё больше, а читателей – всё меньше. Читают сейчас мало и редко, всё больше норовят к телевизору или компьютеру приникнуть. А писать… писать стало проще, даже с точки зрения трудозатрат. Раньше писали пером, карандашом, шариковой ручкой. В тетрадках, на листах бумаги. У кого рука набита – сразу печатали на пишмашинке. Чёркали, стрелочками выводили вновь придуманные куски текста. Прикрепляли кусочки с какими-то вставками, путались в них, потом, распечатав на машинке свой шедевр (сами или в машбюро), с ужасом понимали, что надо исправить здесь и здесь, а тут лучше повернуть сюжет вот так. И опять, снова-здоро́во.

А если нужна какая-то информация для исторического, скажем, романа? Или для производственного? Никто не мог похвастать полным набором справочников у себя дома! Оставалась библиотека. Забирайся на целый день в читальный зал, пиши себе, а если нужна книга, закажи и жди минут двадцать.

Конечно, можно и дома работать, выписывать вопросы на листочек, а потом посвящать им следующий день. А если за это время уйдёт вдохновение? А если ближайшая библиотека достойного уровня в областном центре за двести километров?

...потом к ним пришли компьютеры...

А сейчас – красота! Сидишь себе за компом или ноутбуком, строчишь нетленку. Захотел исправить – раз-раз, и готово, вставил новый текст, убрал старый. Не понравилось в ходе работы имя героя, использовал функцию «заменить», и вот уже исчезает со всех страниц Вася Пупкин и превращается в Федю Балалайкина. Надо уточнить исторический факт или производственный момент – к твоим услугам поисковики всех мастей – читай, выбирай, используй.

И вот эта лёгкость сыграла очень злую шутку. Многие решили, что простота процесса написания обычного текста автоматически предполагает такую же простоту написания текста гениального. Ну или замечательного. Который будут читать, перечитывать, восхищаться. Купят книжку или журнал, поставят на полку. Расскажут знакомым.

И вот, шедевр готов! Но как довести его до читателя? Имеется в виду массовый читатель, а не жена (муж) и трое друзей (подруг), оценка которых колеблется от «Классно!» до «Гениально!». И тогда новоиспечённый Чехов, Толстой, Кафка, Пушкин, Маяковский – (нужное подчеркнуть) вспоминает, что есть разные журналы, где печатают рассказы и стихи гораздо хуже его собственных, и даже издательства, выпускающие такого же качества книги.

...и теперь они работают так!

И начинается второй этап творчества, благо можно посылать свои опусы по электронной почте, не тратя время на распечатку и почтовые бандероли. А что же дальше?

А дальше – редакции. Материалы разосланы, ждём ответа. Охвачены и толстые, солидные журналы, и небольшие региональные издания. Ушли рукописи и в издательства. Пока что автор занят написанием новых шедевров, но дело идёт туго. Мысли заняты другим. Что делать, если нетленку примут сразу в журнал и в издательство? Не получится ли скандал с мордобоем? А гонорар – сколько запрашивать или принять то, что предложат? А какой размер считать приемлемым – что-то нет чётких цифр в Сети…

Недели идут за неделями, а ответа от редакций всё нет. В самом лучшем случае придёт скупая весточка, что материал не подходит. Почему, из-за чего – неясно. Не подходит, и всё. Из этой ситуации есть два выхода. Или плюнуть на всё и оставить писательство вообще, или попытаться разобраться, почему так происходит.

И для писателя наступает второй этап – поиск истины. Снова открываются поисковики, но запросы идут другие. Автор пытается понять, что он сделал не так, как работают эти самые издательства и как в них собственно, издаться. Или увидеть свои шедевры в журнале, уже не важно, в каком. Через некоторое время приходит страшное прозрение.

Оказывается, такой гений, он далеко не один. Что из самотёка попасть в издание практически невозможно. Что публиковаться, получая гонорары – просто нереально, во всяком случае, на этом этапе. Что очень большим везением будет публикация на безгонорарной основе, – безвозмездно, то есть даром. А самым простым способом увидеть своё имя в печати будет заплатить какое-то количество денег.

Это же как жестоко! Вместо того, чтобы жить безбедно на эти самые гонорары, нужно самому платить! Писательская душа этого не принимает! Впрочем, это не самый плохой выход. Кое-кто на этом и останавливается, и для него начинается другая жизнь – публикуемого писателя. Мы не будем рассматривать такой путь, так как я просто незнаком с ним. Никогда не участвовал в платных публикациях, и как оно там, просто не знаю. Поэтому и писать не буду.

А напишу вместо этого о третьем этапе, о знакомстве начинающего писателя с литературными сайтами. Это очень большой пласт современной писательской культуры, со своими законами, жизнью и приключениями. Но об этом – позже.

 

ОЦЕНИТЕ полезность статьи:
73/100
09:34
Вместо картинок ссылки на них. Чтобы отражались картинки, нужно ссылки на них вставлять в загрузчик, а не прямо в текст.
13:20
Сделал! Просто не сразу разобрался!
Загрузка...
Использование материалов данного сайта допускается только с указанием активной гиперссылки на источник с данного сайта.