Рубрикатор: авторские рубрики

Мои Материалы

Теперь немного о тех материалах и инструментах, которыми пользуюсь я.
Вообще говоря, никакого значения не имеет, что вы держите в руках, когда рисуете или пишете картину. Как говорил в свое время Аркадий Райкин – художник это тот, кто берет нужную краску и кладет в нужное место. Вся трудность в том, чтобы краску сделать именно такой, какая нужна только для того места, что вы наметили себе. А вот инструментом может быть что угодно, лишь бы вам было удобно работать этим инструментом. И чтобы результат получался тот, что вас устраивает. Когда меня об этом спрашивают, я всегда вспоминаю нашего режиссера, Александра Петрова, который в 1999 году получил Оскара за мультфильм «Старик и море». Все несколько тысяч рисунков для мультфильма он написал масляными красками, а инструментом ему были его собственные пальцы.
                  Карандаш
Лично я для рисунков карандашом использую «koh-i-noor» (кохинор – по-русски). Их выпускают несколько номеров, чем больше номер, тем карандаш мягче. Я пользуюсь №2 – для рисунков, или когда намечаю сюжет, строю композицию, «вписываю» рисунок в размер листа, или делаю рисунок на холсте под живопись. Для усиления, создания более контрастного рисунка, когда нужно сделать какие-то световые (тоновые) акценты, я использую 4-5 номера, а для более плотных штриховок и еще большего усиления – это уже номера 7-8. Причем, если говорить несколько условно, то №2 – рисую дальние планы, №4-5 – средние, № 7-8 – передние. По теории передний план рисуется, пишется более контрастным. Внимательный глаз художника увидит это и сам. Но это совсем не обязательно, все зависит от сюжета, от задумки, от желания художника что-то выделить.
                     Акварель
Для живописи акварелью обычно используют "белочку" - так нвзывают кисти из волос беличьего хвоста. Некоторые художники любят более упругие кисти - тогда нужно брать колонок, но они более дорогие. Колонковые кисти я использую очень маленьких размеров - 0,1,2,3. Они хороши для письма мелких деталей, тонких штрихов - веточек, перышек у птиц и т.п. А для больших поверхностей и "линий" вполне подходят №№ 10-12. Больше №14 я не использовал, но это зависит, и не в последнюю очередь, от размера картины, которую вы пишете. Иногда приходится пользоваься и щетинными, очень жесткими для акварели кистями в зависимости от поставленной задачи. Щетинные кисти дадут в акварели неровный, рваный мазок, т.к. любой оттопыренный волосок может наносить штрих самостоятельно, и общая закрашенная поверхность получается с произвольными пропусками. Но может быть так, что это и надо художнику.
                               Масло
Размеры кистей для масла я подбираю точно так же - в зависимости от размеров картины. Круглыми кистями для масла я не пользуюсь - только плоскими. При этом, мне нравится писать работы средней (примерно до разиера - 50х70 сантиметров) величины ушными кистями № 10-12. Для "ушных" кистей используется волос из ушей коров. Он очень упругий и утончается к кончику. Часто продаются недорогие очень грубые кисти. Ими работать плохо - после первого часа работы шетина в них расползается во все стороны, и писать аккуратно, не позволяя кисти "работать самостоятельно", нарушая вашу работу, очень сложно. Тут нелишним будет напомнить Александра Сергеевича - "не гонялся бы ты, поп, за дешевизной". Инструмент должен быть всегда хорошим, Вполне "заточенным" на ту работу, какую вы задумали. И тут уж нельзя продешевить - себе дороже!
При письме маслом часто используют мастехин. Я пишу мастехином пейзажи, даже самые мелкие (например, 10х15). Кистями я пишу натюрморты. И мне трудно поменять инструменты, если я сменил одно на другое. Рядом со мной много художников, которые и натюрморты, например, цветы, пишут мастехином. Я не умею. Это зависит от самого художника. У меня был такой случай -я уже шесть лет занимался живописью, пейзажи писал только мастехином. А тут пригласили на семинар художников края. С нами поехали два профессионала - наставниками. Через 3-4 дня сделали выставку - кто что написал за эти дни. Один из наших учителей, увидев мои работы, прямо обрушился на меня - никакого мастехина, только кисти!!! Я послушал - он профессионал, он лучше знает. Я привез с семинара полтора десятка работ, но из них на очередной выставке мне выставить было нечего. И я вернулся к письму мастехином. Вообще, надо прислушиваться к себе, когда вы работаете, но об этом - потом. Чем мне нравится мастехин - он всегда чистый. Вытер лезвие газеткой - и набирай другую краску. В кистях всегда остается краска, которой уже писал. И она вмазывается в следующий мазок. Приходится, в зависимовти от задачи, применять сразу несколько кистей.
                            Акрил
Есть еще акриловые краски. Они очень похожи на масло, только разбавляются водой. Мне не нравятся их "химические" цвета, их "химическая" яркость. Не могу сказать, что они плохи, но я люблю сдержанную палит
                             Пастель
Еще я люблю пастель - цветные "мелки". Она бывает сухая и масляная. Я люблю ею работать прежде всего потому, что совмещаются два прцесса - рисование и письмо красками. Есть специальные бумаги для пастели, они выпускаюся разных цветов и бывают от белой до черной, каждый может выбрать цвет и тон в качестве основы будущей картины. Но писать пастелью можно и на наждачной бумаге - нулевке. Пастель имеет приятную особенность - она с годами (не побоюсь сказать - тысячелетиями!) не меняет цвет, т..к. в ней нет растворителей. Но при этом же она обладает очень плохим свойством - плохо держится на основе - бумаге, картоне и т.п. материалах. И по этому же ее качеству хранить ее надо под стеклом. Художнику-любителю, который только начинает, это просто накладно. На нулевке пастель держится лучше, набиваясь между песчинками наждачки. Но тут есть одно болезненное неудобство - хочешь - не хочешь, а мелок часто надо растереть. Рекомендуют использовать специальные бумажные растушки, но при работе об этом забываешь. Вспоминаешь только тогда, когда стираешь кожу пальцев до крови. Тогда уж просто приходится останавливаться в работе. Кстати, народный художник Александр Шилов очень много работал пастелью на нулевке и тоже как-то жаловался на это.
                 Тушь, гелевые ручки
Теперь еще хочу вернуться к рисованию. Сейчас появилось много хороших бумаг, альбомов, которые практически все можно использовать для рисования разными материалами. В бумаге для рисования главным качеством должна быть стабильность белизны с годами. Все бумаги всегда со временем желтеют, и потому темнеют. Поэтому, если вам захочется в работе на бумаге что-то исправить, например, белой гуашью, имейте в виду, что лет через 50-70 гуашь останется белой, а бумага - нет. Хотя нынешние бумаги гораздо меньше этому подвержены. Графические работы я делаю тушью, той самой чертежной тушью, памятной еще с советских времен. При этом пользуюсь стальными перьями. Перышки бывают разные то толщине кончика. Можно, конечно, пользоваться и перьями с "уточкой" на конце, но мне не нравится - все штрихи получаются одинаковыми по толщине, а это годится не для всех работ. Перья сейчас купить получается не всегда - в канцтоварах продают шариковые ручки, чернил и перьев практически не бывает. Чаще даже, чем в канцтоварах, они теперь продаются в магазинах для художников. Но появились шариковые ручки - это тоже хороший инструмент для художника. В Школе акварели Сергея Андрияки есть педагоги, которые рисую большие картины, пользуясь гелевыми ручками. Я тоже рисую ими - удобнее, чем тушь. Надо только иметь в виду, что все пасты и гели растворяются водой, поэтому, как, впрочем, и другие живописные работы, их надо беречь от воды. Поэтому и раскрасить акварелью работу, нарисованную гелевой ручкой, нельзя.

Это те материалы, которые я использую в своих работах Это очень полезно, когда уже освоишь какой-то материал, какую-то технику, пробовать другой материал, вживаться в него - начинаешь расти в умениях и желаниях, в понимании какой резульат тебе желателен и возможен. В общем, растешь, как художник.

Поделись этой информацией с друзьями:


Нет комментариев. Ваш будет первым!