Описание драки, понятное и интересное читателю

Описание драки, понятное и интересное читателю

Описание драки может оказаться важным элементом вашего произведения. Конечно, когда мы говорим о жанровой литературе, об остросюжетных рассказах и повестях. Здесь не обойтись без погонь, перестрелок, неожиданных столкновений враждующих персонажей. И не важно, что в руке у вашего героя – нож, пистолет или осиновый кол. Вам всё равно придётся воссоздать атмосферу силового противостояния. Вы начинаете описывать драку.

 

Как подойти к вопросу?

Это здорово, если вы когда-то занимались боксом или тренируетесь по сей день. Или достигли определённых высот в боевых единоборствах. В этом случае вам проще вспомнить, воссоздать и описать атмосферу боя, накал и круговерть мгновенно меняющейся обстановки драки. Поможет и опыт уличных сражений, коль скоро он у вас имеется. Например, как вы набили морду Ваське на прошлой неделе (три, пятнадцать лет назад, нужное подчеркнуть). Или он набил вам.

А если такового опыта нет? Если вы предпочитаете шахматы боксёрскому залу, велосипед – татами, или же вам немало лет и воспоминания бурной молодости с драками и потасовками поблёкли и размылись? Наконец, может случиться так, что и в молодые годы драчуном вы не были. Кок тогда выходить из положения?

Обычно в таких случаях мы идём к знакомым. Ещё лучше – к специалистам. Забрасываем их вопросами: что чувствует участник драки, как действует? Просим описать, как правильно бить рукой, а как ногой? Или совершить бросок через бедро, а то и врезать какой-нибудь «маваши» по верхнему уровню. Слушаем и понимаем: да, впору всё бросить и топать в спортзал, колотить по груше, тянуть растяжки. Но мы-то с вами хотим описать драку персонажей, не более.

Искусство автора в том и заключается: суметь передать событие, которого в его жизни могло и не случиться. И передать достоверно. Описать драку так, будто не только вы в ней участвуете, но и читатель тоже.

 

Драка в жизни

Любой драчун вам скажет, что восприятие окружающего мира во время схватки изменено. Мне, к примеру, один участник боёв без правил как-то рассказывал, что передать последовательность действий и событий во время боя он не может. Перед глазами встаёт лишь мелькание тёмного и светлого фона, вот всё, что он смог описать. Даже лица противника не различал, хотя бил по этому самому лицу.

И это неудивительно. Опытный боец в критической ситуации действует на рефлексах, смотрит боковым зрением, реагирующим на движение, а не на объекты. А начать во время драки думать, как лучше ударить, и вовсе означает неминуемо проиграть бой. Поэтому надеяться на подробное описание драки самим бойцом не приходится.

И ещё одно. В жизни драка скоротечна. Даже неопытный драчун не станет попусту размахивать руками, попытается целенаправленно ударить или начнёт защищаться. Не говоря уже о человеке опытном и обученном – движения его стремительны, иногда едва уловимы глазом, и при этом экономны, не размашисты. Раз-два! – и противник на земле. Ну, может быть, ещё три, в добивание. И то не всегда. Такое описание нам не подходит, оно непонятно читателю и неинтересно.

Человек замахнулся для удара

 

Драка в теории

Допустим, что собственного опыта у вас нет. Но и знакомых, сведущих в подобных вопросах, нет. Однако сегодня их легко заменяет Всемирная Сеть. Набиваем в поисковике, к примеру, «рукопашный бой». Ура! Всё есть: и названия стилей, и особенности их, и главное, описание ударов и приёмов. Читаем что-нибудь примерно такое: «Захватить правой рукой левую руку противника выше запястья примерно на ширину вашей кисти, провернуть руку кнутри, одновременно сместив центр тяжести...» и так далее.

Мудрёно, но затратив определённое количество времени и труда, разобраться можно. Вот отсюда и появляются порой в остросюжетных произведениях нелепые и громоздкие описания, где один персонаж подошёл к другому, ухватил своей правой рукой за его левую, выше запястья... И так далее, и тому подобное, и всё скучнее, непонятнее и тягостнее. Не думайте, что читатель начнёт скрупулёзно изучать движения ваших персонажей, моделировать их у себя в комнате, встав из-за стола и оторвавшись от чтения. И всё во имя того, чтобы разобраться кто и как бил, кто и где стоял. Читатель пропустит скучное описание или пробежит его по диагонали, стремясь вновь поймать нить повествования.

Неуклюжее, трудночитаемое описание тормозит текст, сбивает с толку, и вместо повышения градуса интереса к событиям отвращает от чтения. Описывать драку нужно учиться.

 

Драка в литературе

Итак, мы приходим к тому, что описание драки в литературе должно обладать некоторыми чертами. Для начала запомним несколько простых правил:

  1. Действие и динамика в описании драки важнее точного и последовательного описания движений и поз дерущихся;
  2. Эмоциональная составляющая для текста, описывающего драку, важнее чем техническая сторона;
  3. Оставляйте место для фантазии читателя, это делает произведение интерактивным;
  4. Списывать «боёвку» с киношных боевиков самое неблагодарное дело;

Возьмём к примеру удар правой рукой. В боксе существует специальная терминология: правый прямой, кросс, хук, апперкот и так далее. Читатель может владеть ею, а может и не владеть. Правила нанесения акцентированного удара: положение ног, корпуса, отведение плеча и перемещение центра тяжести (вкладывать в удар вес тела). Если описывать всё это подробно, получится скорее всего длинно, утомительно, а то и путано. А можно написать примерно так: «Он ударил правой. Резко, без замаха. Точно в челюсть».

Человек бьёт правой рукой

Читательская фантазия с радостью дорисует всю обстановку драки: как стояли противники относительно друг друга, по какой траектории летел кулак и прочее. Или ещё пример: «Удар с правый был его коронным. Бац! – и мужик полетел в грязь, обдавая брызгами случайных прохожих». Ещё пример: «Первого дозорного он вырубил в два удара: ногой в пах, и тут же боковым с левой в открывшуюся челюсть. Второго достал ножом, всадив клинок в шею». Заметили, описания лаконичны, фразы короткие, порой рубленные. Драка – событие скоротечное. Как у бойцов нет времени на раздумья, так и вас его нет на длинные предложения.

Эмоции драки: страх, ненависть, адреналин, порыв – я тебя па-а-арву-у-у! Или холодный расчёт и выдержка, это для опытных бойцов. Тут вам выбирать, как реагируют на опасность ваши герои. Пример порыва и ненависти: «Он бросился на обидчика забыв обо всём: что тот тяжелее, опытнее, старше. Плевать! Не хватит рук, он пустит в дело зубы! Сцепились. Рухнули на тротуар, взметая тучу пыли. Покатились, дубася друг друга куда придётся...»

Или: «Он слегка втянул голову в плечи, сгорбился и опустил глаза. Пусть баклан думает, что его боятся. Но, во-первых, голову всегда следует держать пониже. А во-вторых, любой человек перед ударом переступает, слегка смещает корпус. Вот за ногами противника он сейчас и следил, ждал, чтобы ударить навстречу». Пример расчётливости и опытности. Так или иначе чувства дерущихся, замешанные на их мотивации, следует подавать читателю в понятном и ярком виде, это способствует эффекту вовлечения.

Третьего правила я уже коснулся. Действительно, излишняя детализация отвлекает и только мешает усвоению текста. Я касался этого в предыдущих статьях (создание персонажа), но в описании драки – мешает особенно. Ещё примеры: «ударил изо всех сил», «бил жёстко и сильно: в голову, в грудь, а вот и в печень достал. Ух, как больно!», «удары сыпались со всех сторон – слева, справа, сзади. Тут пригрели чем-то тяжёлым по голове и свет в глазах померк...»

Каждый из мужчин хотя бы раз, в детстве побывал в потасовке. Каждый вспомнит это состояние, потому что детские эмоции, в отличие от фактов, сохраняются в памяти надёжно. Он чудесно воссоздаст, придумает, сконструирует неописанный мелочи, если автор дал сцене подобающий накал эмоций и динамику. Не ограничивайте его в этом, дайте поучаствовать в сюжете!

И наконец, не стоит стремиться угнаться за кинематографом. Во-первых, вряд ли получится. Слишком разные приёмы в осуществлении художественного замысла. К услугам кино и крупные планы, и современные технологии съёмки, в том числе компьютерные. И вообще, кино, это зрелище. А книгу читают. Во-вторых, оператор может позволить себе держать мордобой в кадре и пять минут, и больше. У вас этого времени нет. Вы должны создать экспрессивную динамичную сцену в несколько предложений, от силы – в несколько абзацев. И ещё одно.

Есть такой закон: чем больше крови льётся на страницах книги, тем она, эта кровь, дешевле. То же в полной мере относится к описаниям драк и схваток.

Описание ножевого боя отличается от рукопашной схватки. Необходимо как минимум представлять себе специфические приёмы этого вида противоборства, знать кое-что из терминов. Описание драки на ножах заслуживает отдельной статьи и требует достаточной квалификации. Тем более, если фехтуют на шпагах, саблях и прочих видах оружия с длинным клинком.

Перестрелка в чистом виде тоже отличается от рукопашного боя, это, я думаю, не требует пояснений. Другое дело, что в литературе, как и в жизни, фехтование и перестрелки встречаются изолировано не столь часто (если это не рыцарский роман, фэнтези, или произведение о войне). Поэтому для начала предлагаю вам описать обычную уличную драку двух парней, но описать ярко и динамично, чтобы читатель поверил. Успехов!

Парни деруться

Поделись этой статьёй с друзьями:


21:30
+1
Замечательная статья!

Интересная, живая, и, самое главное, полезная для посетителей.

Чувствуется, что автор старался подробно раскрыть тему и помочь читателю разобраться в ней.

Надеюсь, искусственный интеллект поисковых систем по достоинству оценит данную публикацию.
Для быстрого попадания в ТОП-3 не хватает ссылок на эту статью.
Спасибо, пригодилось. Хотя я и не очень послушалась, всё-таки включив в описание женской драки изящные стойки ушу. smile Но статья придала мне направление, скелет описания.
Загрузка...
Информация с этого сайта может использоваться только с указанием активной индексируемой гиперссылки на страницу-источник с данного сайта.