Чехов. Дом с мезонином. Краткое содержание и некоторые рассуждения по поводу...
Приветствую тебя, добрый мой читатель! Сегодня мы познакомимся с кратким содержанием рассказа Чехова «Дом с мезонином». А заодно и немного поразмышляем над этой историей – историей о любви и таком разном отношении к жизни. Это рассказ о людях: о благодушном созерцателе и о девушке практической, не мыслящей себя вне службы обществу. И о другой девушке, беззащитной и романтической. Столкнулись два мировоззрения, останется ли место третьему и любви? Что Чехов хотел показать нам в рассказе «Дом с мезонином»? Давай посмотрим вместе!
Краткое содержание рассказа «Дом с мезонином»
Герой, от лица которого ведётся повествование – некий художник, обозначенный как мсье Н. Он гостит у знакомого помещика Белокурова. Время проводит в лени и праздности, совершеннейшем бездельи. Может часами смотреть в окно, наблюдая небо, птиц, неспешную жизнь имения, протекающую, по сути, мимо.
В то же время Белокурова мысленно подвергает критике: мол, и медлителен тот, и необязателен, письма, что герой попросил отправить, в кармане неделями таскает. Делает всё «тяжело», то есть трудно и долго. Заметим при этом, что сам мсье Н не делает ничего, но Белокуров вызывает у него раздражение и осуждение. Двойственность главного героя проявляется с первых строк рассказа и получает развитие по ходу повествования. Но тут...
Случайно забрёл в соседнее имение и повстречал двух девушек. Уже по первому описанию очень разных. Одна из них была старше, «имела строгое выражение (лица) и на меня едва обратила внимание», другая моложе, она «с удивлением посмотрела на меня, когда я проходил мимо, сказала что-то по-английски и сконфузилась». Так наш художник знакомится с сёстрами Лидией и Женей, их матерью Екатериной Павловной и становится вхож в семью Волчаниновых.
Кто они, эти девушки? Что Антон Павлович Чехов хотел донести нам, читателям, подавая их образы в рассказе?
Первая характеристика Лидии звучит из уст Белокурова. Со слов молодого помещика семья безвыездно пребывает в деревне Шелковка, а девушка преподаёт в земской школе. Имея состояние, живёт исключительно на жалование в 25 рублей, чем очень гордится. Да и визит её к Белокурову обусловлен земскими делами. Вот уже и повод для анализа: барыня, состоятельная, а живёт на гособеспечении. Яркая черта!
Надо сказать, что институт земского выборного самоуправления, введённые реформой от 1864 года, сыграл немаловажную роль в развитии инфраструктуры на уровне уездов и губерний. Благодаря земским советам строились дороги и больницы, открывались школы и библиотеки для простого народа. Чехов сам работал земским врачом, знал заботы и трудности земства не по наслышке. Именно деятельности в земском совете и посвятила себя Лидия, отдавая этому все свои силы и жар молодой души. Приехав, она не преминет попенять Белокурову за низкую активность в совете, но и пригласит его с героем в гости.
Кратко рассмотрим переход состояния героя от тоски и уныния к радостной влюблённости
Посещение семьи Волчаниновых в старом доме с мезонином быстро расставляет персонажей рассказа по своим местам. Лидия – неулыбчивая, серьёзная девушка, совершенно не склонная к романтике. Все помыслы её крутятся вокруг «больничек, аптечек и библиотечек». Она и говорит только об этом, притом исключительно с Белокуровым, лишь кидая время от времени нашему художнику, что, мол, ему это, наверное, не интересно. Это задевает его, а ведь он перед выбором! Две девушки, каждая хороша по-своему, как быть?
Женя, которую называют в семье смешным именем Мисюсь, более хрупкая, романтически настроенная девушка. В разговорах сестры участия не принимает. Чехов краток - он объясняет это возрастом, но мы понимаем, что ей и неинтересен предмет обсуждения. Много больше её занимает творчество художника, новости в доме (даже если это большая рыбина, выловленная прислугой в пруду), чтение. Целыми днями Женя жадно читает. Какие мечты посещают девичью головку? Думаю, о любви большой и чистой... Под одной крышей в доме с мезонином уживаются два столь разных характера.
Наконец, мать сестёр Екатерина Павловна – стареющая дворянка, «когда-то, по-видимому, красивая, теперь же старая не по летам, больная одышкой, грустная, рассеянная...», встречает гостей радушно, пытается вспомнить картины художника и поговорить о его творчестве, но тон в семье задаёт Лидия. Она рассуждает громким голосом, и заметно, что все привыкли слушать её, не смея прерывать. Мать лишь повторяет за дочерью рефреном: «Правда, Лида, правда».
Но обратим внимание: чем является в рассказе классика дом с мезонином. По определению, мезонин – это лишь надстройка на крыше жилого дома. Для Чехова же, а следом и для нас, читателей, старый дом – это символ неспешного и плавного течения провинциальной жизни, неизменности устоев, традиций. И, одновременно, мезонин – обиталище двух юных дев, столь сильно интересующих героя. О, мезонин ещё сыграет свою роль!
Пересказывать кратко содержание рассказов Чехова занятие не из простых. Характеры ярки, а конфликт не всегда очевиден. Во всяком случае, вначале. Итак, две сестры, совершенно разные во всём, и наш художник. В доме с мезонином он находит ту атмосферу, которую так ценит. Атмосферу праздного ничегонеделания. Лидия постоянно ездит по делам земства: школы, библиотеки, фельдшерские пункты. В то время как художник с Мисюсь играют в лаун-теннис, гуляют, разговаривают о пустяках. Герой чувствует себя в подобной обстановке очень комфортно. Ему не хватает только любви...
Чехов в анализируемом рассказе мастерски приводит картины природы, подчёркивающие негу: пасторальные, милые сердцу светлые пейзажи. Кажется, будто воздух вокруг струится густо и замедленно, словно патока, а зелень садов и лужаек купается и нежится в ласковом солнечном свете.
«...и всё мне казалось молодым и чистым, благодаря присутствию Лиды и Мисюсь, и всё дышало порядочностью».
Вот только царапают за вечерним чаепитием рассказы Лиды о кипучей деятельности в совете, о борьбе с неким Балагиным, подмявшем под себя земство. Эти разговоры как бы напоминают: есть другая жизнь, кипучая, непраздная...
Перелом в рассказе
Противопоставляя Женю Лидии Чехов точно и выверено описывает детали: тонкие, слабые руки Мисюсь (даже прозвище трогательное и милое, из детства), её узкие плечи, её беззащитность и женственность. В противовес старшей сестре – уверенной, громогласной, безапелляционной. Стыдящей Белокурова за бездействие. Конфликт героя и Лидии нарастает ближе к концу рассказа и выливается в жаркий спор. Художник здесь выступает в типичном, традиционном для России всех времён образе «философа на кухне», когда так хорошо говорить высокие и красивые слова за чашкой чая. Не делая при этом ровно ничего, для претворения сказанного в жизнь. Под крышей дома с мезонином звучат пламенные речи.
Тут есть всё: и предложение разделить труд на всех членов общества, а не перекладывать на рабочий народ (по три часа на каждого человека Земли; помним при этом, что сам художник давно картин не пишет), и обвинение в дальнейшем порабощении масс за счёт продвижения благ цивилизации – школ и больниц (удивительно, не правда ли?), – и, в противоречие собственным словам, призыв к отказу от труда вообще, как от неблагодарного занятия. Да ещё о богоискательстве и незавидной роли художника в обществе. Наш герой всё больше распаляется, но доказывает больше себе, чем слушателям.
Чехов в рассказе «Дом с мезонином» тонко подметил и блистательно подал смятение интеллигента перед лицом реальной жизни. Эмоциональные, нелогичные, полные противоречий излияния человека, потерявшего опору в жизни, утратившим её смысл. Вопль мятущейся души: «И я не хочу работать, и не буду… Ничего не нужно, пусть земля провалится в тартарары!» И все эти тирады легко разбиваются об единственный аргумент: « Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! – сказала Лида с досадой, и по ее тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их».
И всё-таки чувство родилось – между художником и Женей. И объяснение состоялось – в увядающем саду на исходе лета. Иначе и быть не могло: Лидия не видела в живописце достойного человека, наоборот, видела человека лишнего, пустячного. Иное дело Женя, стремившаяся к любви, к обычному человеческому счастью. Она не могла не влюбится в художника, творческого человека. А наш мсье Н?
«В окнах мезонина, в котором жила Мисюсь, блеснул яркий свет, потом покойный зеленый – это лампу накрыли абажуром. Задвигались тени… Я был полон нежности, тишины и довольства собою, довольства, что сумел увлечься и полюбить...»
Но вот беда, в семье Волчаниновых, в старом доме с мезонином принято делиться всем, даже сокровенным. Мисюсь предупредила об этом сразу и сказала, что страшится предстоящего разговора с сестрой.
Опасения по ходу рассказа оправдались. Волею своей, словно железной рукой Лидия воспрепятствовала счастью Жени, отправив её с матерью вначале в Пензенскую губернию, а после и вовсе за границу. Екатерина Павловна не могла помочь младшей дочери, авторитет старшей был непоколебим. Стремление творить добро всеобщее, для всего уезда, сыграло с Лидией злую шутку: не позволило благословить маленькое счастье, столь необходимое близкому человеку. И кто знает, быть может разбила этим жизнь сестры.
Возврат к унылой и бесполезной жизни
Давайте проанализируем финал и немного весь рассказ в целом. Больше о Волчаниновых художник не слышал. Лишь однажды, случайно встретившись с Белокуровым, узнал, что Лида добилась своего, победила в земском совете и продолжает учить детей в Шелковской школе. О Жене и вовсе ничего не известно.
«А еще реже, в минуты, когда меня томит одиночество и мне грустно, я вспоминаю смутно, и мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся… Мисюсь, где ты?»
Так заканчивается эта грустная история – краткое содержание рассказа «Дом с мезонином». Добавлю от себя, что и сразу после разлуки, и позднее герой не предпринял ни единой попытки побороться за свою любовь. В этом он весь, и это тоже грустно... Но чувства, оставшиеся после прочтения – светлые. Потому что была любовь, в старом доме с мезонином кипели страсти, сталкивались характеры, люди обретали и теряли. Это жизнь.
Критики чеховских времён попрекали мастера – мол, уход от классических схем, отсутствие морализаторского финала, слишком большое количество деталей, вроде бы не обязательных для повествования. Слова Антона Павловича о драматургии легко применимы и к его рассказам (из воспоминаний Д. Городецкого):
Требуют, чтобы были герой, героиня сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни.
Это же мы видим и в рассказе «Дом с мезонином». Действительно, герои приходят, уходят, едят. А ещё влюбляются, спорят, ищут смысл жизни. И движутся вперёд не смотря ни на что. Где ты, старый дом с мезонином? Остался в прошлом. А у нас с вами – будущее, и предстоящие аналитические статьи о творчестве Чехова и не только. Успехов тебе, читатель, и до новых встреч!
Поделись этой статьёй с друзьями: