Российский бал - история и костюмы

Российский бал - история и костюмы
Смотреть видео по теме:

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» писала, что роскошные сарафаны, расшитые золотом и серебром, и наряды эпохи Алексея Михайловича переносили воображение в допетровский период. Один из участников, В.Н. Воейков, вспоминал, что вечер создавал ощущение сна. Николай II был так доволен балом, что даже увлекся мыслью о восстановлении боярского платья при дворе.

Этому плану не суждено было осуществиться: он обошелся бы слишком дорого. Чтобы сохранить память о вечере, при дворе был издан трехтомныйальбом с фотографиями всех участников бала в боярских платьях. Эти фотографии часто воспроизводились в правление Николая II.

Но что это был за «сон», ощущение которого вызывали костюмированные балы? В соответствии с духом Масленицы на балах смешивались элементы высокой и народной культур. Роскошные костюмы служили декорацией для русских народных песен и танцев. Таким образом, Николай заменил боярской культурой европейский маскарад и развлечения в придворных празднованиях Масленицы.

На балах не просто воссоздавался дух Москвы XVII века: в этом спектакле принимал участие весь двор. Первый бал был устроен «для своих домашних» и только для двора, второе же представление было дано для послов: таким образом, Николай демонстрировал свое представление о русской самобытности всему миру. Однако в обоих случаях основная заслуга в постановке этих «спектаклей» принадлежала художникам и модной индустрии России.

В то время как Николай и Александра были одеты в вещи реальных людей, их гости для создания своих костюмов нанимали портных, специализировавшихся на европейском платье. Портные, как всегда при создании исторического платья, копировали его с картин и артефактов старой Московии. Одна из гостий бала обратилась за костюмом к Сергею Дягилеву, балетному импресарио и выдающемуся деятелю художественного мира Петербурга. Великий князь Сергей Михайлович, директор Императорских театров, позволил нескольким гостям воспользоваться гардеробом Мариинки для создания костюмов. Дом Фаберже подготовил украшенный головной убор по крайней мере для одной из участниц.

Костюмы, наряды и материалы для бала

Роскошные костюмы свидетельствовали не только об успехе русских художников, но и о достижениях российских текстильных производителей и об индустриальной мощи России. Простые развевающиеся силуэты боярского платья контрастировали с дорогими тканями и драгоценными камнями.

В XVII веке царская одежда шилась из шелков и парчи, ввезенных из Китая, Персии и Италии, так как для придворного платья московский двор заказывал только лучшие ткани. Большая часть материй, использовавшихся в 1903 году, была отечественного производства. Портные, по всей видимости, работали день и ночь напролет, чтобы завершить бальные костюмы вовремя.

Чтобы привлечь внимание к придворным празднествам, Николай II в какой-то степени использовал и современные техники рекламы, те самые, которые были созданы и получили распространение благодаря модной индустрии. Оба вечера были широко освещены в печатной прессе и запечатлены на фотографиях для будущих поколений. Но вместе с тем реклама обнажала и истинную маскарадную суть этих балов.

Цель костюмированного бала — нарядиться, одеться под кого-то другого. В данном случае русские придворные «оделись под своих боярских предков», что лишь подчеркивало, насколько они были далеки от них. Любой, кто читал описание бала или рассматривал фотографии, понимал, что каждый участник по возвращении домой переоделся из боярского платья в европейское. Похоже, только Николай II обманывал себя мыслью о том, что он был не в костюме. Однако его вид на балу лишь подчеркивал, что он тоже скрывал свою истинную сущность.

Места проведения и сюжеты для костюмированных балов

Место проведения балов еще более подчеркивало театрализованность всего действа. Ведь они проходили не в Московском Кремле, а в Зимнем дворце Петербурга — великолепном образце архитектуры барокко работы итальянского мастера Бартоломео Растрелли. Одетый в боярском стиле двор наслаждался русской народной музыкой и танцами в этом элегантном европейском дворце.

Фотографии для памятного альбома были сделаны на фоне искусственных задников и в окружении реквизита, напоминающего о старой Москве. Таким образом, сами фотографии были стилизованной версией русского прошлого, частично созданной благодаря усилиям русской модной индустрии. И этот «сон» был запечатлен для потомков камерой — одним из великих открытий западного механизма рекламы.

Смешение русской и европейской культур было характерно и для развлечений, которые Николай II предложил своим гостям. Он хотел устроить праздник русской песни и танца, но на самом деле программа представляла любопытную смесь. Танцоры исполняли русские народные танцы, но гости и сама императрица кружились в вальсе, кадрили и мазурке, пришедших в Россию из Европы. И действительно, императрица, вальсирующая в боярском платье, — это именно тот промах, о котором Николай Греч предупреждал русских женщин пятьдесят лет назад.

Кто-то из гостей замечал, что многим было неудобно вальсировать в боярском платье. «Борис Годунов» Мусоргского был примером того, как русские композиторы пытались ввести русские темы в европейскую оперу. Последний акт «Баядерки», европейского балета об Индии, в постановке Петипа прославлял азиатские корни русской культуры. Публике был представлен еще один взгляд на Азию как эротизированную версию Востока с танцовщицами, извивающимися на сцене и завораживающими публику своей чувственной красотой. А исполнение чешской польки воплощало мечту панславянистов об объединении славянских народов.

Бальная Россия

Таким образом, костюмированные балы 1903 года не воскрешали духа допетровской эпохи, когда Россия — как предполагалось — еще не была затронута западными влияниями. Напротив, они показывали, как ведущие художникитого времени видели русское искусство. Подобно постановкам мамонтовской Частной русской оперы, эти вечера были театрализованными представлениями в неорусском стиле, смешивающем европейские и русские художественные формы.

Просто на этот раз представление было дано не на сцене частной компании, а в самом Зимнем дворце. Если Николай II и верил, что под его покровительством неорусский стиль станет единственным выразителем русской культурной традиции, он ошибался. Ирония заключалась в том, что, даже если это не входило в планы Николая II, традиционный русский наряд теперь официально стал костюмом — одеждой, которую надевали на маскарады и театральные представления.

Приказав своим гостям одеться в костюмы бояр, царь, сам того не желая, признал успех портновской революции Петра Великого. Одна гостья впоследствии писала, что после этого празднества больше никогда не надевала свой наряд. Современники Николая II слишком неловко чувствовали себя в национальной одежде, чтобы активно использовать ее в быту.

Они искали новые формы одежды, которые отражали бы более современное и сложное видение себя и многосоставную культурную самоидентификацию России.

 

Мы создали БАНКУ в 2011 году. За это время наша команда горячо полюбила свое дело — проводить в наших стенах сотни скромных мероприятий и громких вечеринок, думать о каждой мелочи, радовать особенной атмосферой, быть внимательными и простыми. Мероприятия и вечеринки в Банке — http://bankabanka.ru/gallery/

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Информация с этого сайта может использоваться только с указанием активной индексируемой гиперссылки на страницу-источник с данного сайта.