Рецензия на фильм «Смерть в Венеции» Лукино Висконти (1971)
Фильм «Смерть в Венеции» (1971): отзыв, актеры, фрагменты фильма. Красота ускользает всегда.
Сегодня мы поговорим о картине "Смерть в Венеции" Лукино Висконти, созданной им в 1971 году.
Лукино Висконти – один из значительнейших мастеров искусства. Один из немногих гениев, которые вообще есть в мире кино.
Фильм «Смерть в Венеции» (1971) – это зрелая работа мастера, по сути – итог, завершающий жизненный путь Висконти на этой земле.
Мастер скончался через пять лет после съемок фильма «Смерть в Венеции» (1971), успев поставить после него только три ленты.
Смотреть трейлер к фильму «Смерть в Венеции» (1971):
Сюжет фильма «Смерть в Венеции» (1971)
Формально канва фильма «Смерть в Венеции» (1971) повторяет сюжет одноименной новеллы Томаса Манна. Но есть и отличия, которые нельзя назвать принципиальными.
Например, у Манна главный герой - писатель, в фильме – композитор (актер Дирк Богард). В новелле дочь писателя – зрелая замужняя дама, а в фильме «Смерть в Венеции» (1971) – умирает ребенком, и композитор тяжело переживает ее утрату. В фильме у Густава фон Ашенбаха (так зовут главного героя) есть постоянный собеседник – антагонист и близкий друг Альфред (актер Марк Бернс), у Манна такового нет вовсе.
Однако на создание персонажа фон Ашенбаха Манна вдохновил как раз композитор – почитаемый и любимый им Густав Малер, образ которого и проецируется в фильме.
А постоянный собеседник Альфред позаимствован Висконти для фильма «Смерть в Венеции» (1971) из новеллы того же Манна «Доктор Фаустус».
Подобные уточнения можно продолжать и дальше, однако отмечу, что основной дух новеллы «Смерть в Венеции» сохранен и в фильме «Смерть в Венеции» (1971). Причем не только сохранен, но и поднят на такую высоту, какой у Манна все-таки нет.
Итак, известный композитор, находящийся в творческом кризисе, с подорванным здоровьем и душевным состоянием, приезжает на знаменитый итальянский курорт Лидо (называемый жемчужиной Венеции) чтобы отдохнуть и восстановить силы.
Смотреть фрагмент фильма «Смерть в Венеции» (1971):
Композитор известен и состоятелен, может позволить себе многое. Но ориентиры в творчестве и жизни им утрачены. Утрачены, как он полагает, на время.
Сразу же отмечу, что Густав фон Ашенбах – перфекционист, и это важно для понимания фильма («Смерть в Венеции» 1971).
Прибыв на Лидо (остров, входящий в состав Венеции), композитор буквально в первый же день сталкивается с польской семьей, наблюдая за которой оказывается до глубины души поражен красотой мальчика-подростка (актер Бьерн Андресен).
Смотреть фрагмент фильма «Смерть в Венеции» (1971):
Затем следует эпидемия холеры, опустение курорта и смерть Ашенбаха от сердечного приступа.
Это основная канва фильма «Смерть в Венеции» (1971). Теперь перейдем к анализу.
Анализ фильма «Смерть в Венеции» (1971)
Тадзио в фильме «Смерть в Венеции» (1971) не просто красив. Он прекрасен, как ангел. И как ангел – совершенен. Присмотритесь к нему внимательнее. Ни в одном его движении, жесте, мимике нет ничего лишнего. Он идеален и чист. Даже контактируя с другими - отстранен от всего земного, грязного и грубого.
Как луч света этот мальчик (актер Бьерн Андресен) выделяется на фоне любого окружения, включая людей. Он – само совершенство. Ангел, сошедший на землю и вот-вот должный вернуться обратно, в небо.
Смотреть фрагмент фильма «Смерть в Венеции» (1971):
Окружающие почти не замечают этого. Ведь они целиком погружены в обыденную действительность и поэтому видят только ее.
Понять, кто именно перед ними, способен только тот, кто и сам так или иначе соприкасается с небесной красотой. В фильме «Смерть в Венеции» (1971) таким человеком становится Густав фон Ашенбах, талантливый композитор, мучительно старающийся довести каждое свое творение до совершенства.
И не ожидающий, что такой абсолют можно встретить в реальной жизни.
Когда это происходит, композитор (в фильме «Смерть в Венеции» 1971) оказывается потрясен до основания. Такие встряски либо дают мощный толчок к развитию, либо разрушают. Третьего не дано.
Повторюсь, Густав фон Ашенбах – перфекционист. Всю свою жизнь – а это уже немолодой человек – он стремился создавать прекрасное. Насколько это было в его силах. Но одно дело, когда ты видишь и создаешь красоту в музыке, живописи, литературе. Другое – когда совершенство предстает перед тобой воочию.
Этот идеал влечет к себе композитора все сильнее и сильнее. Должный дать только толчок, на самом деле он замещает собой всё внутри Ашенбаха, разрушая его личность.
Смотреть фрагмент фильма «Смерть в Венеции» (1971):
И на определенном этапе в фильме («Смерть в Венеции» 1971) кроме этих двух персонажей уже будто и нет никого. Тайный и завораживающий тет-а-тет на фоне декораций из других людей.
Не каждый смертный может выдержать встречу с небесным созданием. С какими бы благими намерениями то ни появлялось. Свет - яркий, ослепительный – не встречая на своем пути силу и свет, просто уничтожает встреченное препятствие.
На самом деле, фильм «Смерть в Венеции» (1971) – это история об отчаянном стремлении человека к запредельно прекрасному абсолюту - к совершенству.
Когда смертное существо осознает узость спектра своих чувств, эмоций, возможностей. Понимает, насколько отвратительно разрушаемое возрастом тело. Но пытается в заведомо обреченном на неудачу рывке стать хоть чуточку ближе к совершенству.
Смотреть фрагмент фильма «Смерть в Венеции» (1971):
Заранее зная, что все равно не достигнет и оборвется. И невыносимо страдает оттого, что ему никогда не стать даже немного таким же, как его бог.
Но главное – фильм («Смерть в Венеции» 1971) о том, что человеку никоим образом не стоит пытаться вступать с этим безупречным совершенством в личный контакт.
Полноценно взаимодействовать могут только сущности, стоящие на одном уровне. Попытка смертного, каким бы талантливым он ни был, протянуть руку и коснуться бога – всегда кончается для человека смертью. В лучшем случае – сумасшествием.
Причем бог этот самый, как правило, не только не желает ничего плохого человеку, он может просто не замечать его – как человек тлю под ногами.
Поэтому, как бы Ашенбах ни мучился, узнав о Тадзио, смертный приговор (в фильме «Смерть в Венеции» 1971) он подписывает себе исключительно тогда, когда решает обратить внимание ангела на себя.
Резюме по фильму «Смерть в Венеции» (1971)
«Смерть в Венеции» (1971) – фильм, ослепительный по красоте. Смотря его, зритель и сам погружается в ту атмосферу прекрасного, которую всю жизнь старался воссоздавать главный герой.
Смотреть фрагмент фильма «Смерть в Венеции» (1971):
Связующей нитью через весь фильм «Смерть в Венеции» (1971) проходит музыка Густава Малера. Придавая картине дополнительную силу воздействия. И для меня – как, наверное, и для многих - четвертая часть симфонии №5 Малера неразрывно связана именно с фильмом «Смерть в Венеции» (1971).
Фильм «Смерть в Венеции» (1971) – безусловный шедевр. Не столь безупречный, как «Евангелие от Матфея» П.Пазолини, но абсолютно несомненный.
Когда осознаешь, что если бы Висконти и ничего больше не снял, кроме этого фильма («Смерть в Венеции» 1971), его существование здесь в качестве человека уже было бы полностью оправдано. Иными словами – чтобы создать даже один этот фильм, стоило жить.
Но не может не радовать, что практически всё творчество Лукино Висконти – это очень высокий уровень искусства, включающий и ряд других шедевров. Однако фильм «Смерть в Венеции» (1971), на мой взгляд, самая высокая вершина среди них.
Актеры в фильме «Смерть в Венеции» (1971)
Остановлюсь только на двух основных актерах фильма «Смерть в Венеции» (1971), так как именно они являются, по сути, основными персонажами, вокруг которых движется все остальное.
Актер Дирк Богард – Густав фон Ашенбах в фильме «Смерть в Венеции» (1971)
Актер на роль Густава фон Ашенбаха был выбран Лукино Висконти задолго до начала съемок фильма «Смерть в Венеции» (1971).
Актер Дирк Богард играл одну из главных ролей в фильме Висконти «Гибель богов». И именно тогда режиссер понял, что именно он должен предстать в роли главного героя его новой картины «Смерть в Венеции», съемки которой он планировал начать в 1971 году.
У режиссера не было ни тени сомнения, и других актеров, навязываемых ему Warner Brothers, он просто не рассматривал. Однако кинокомпания считала, что Богард не слишком известен, и вместо него должен быть занят более популярный актер.
В итоге, чтобы фильм «Смерть в Венеции» все-таки был создан, Висконти пришлось отказаться от собственного гонорара - так как финансирование картины было урезано вдвое.
Но результат оправдал ожидания. Дирк Богард – тот актер, игру которого можно целиком построить на крупных планах. Когда важны малейшие полутона, легчайшая тень мимики, просто выражение глаз.
Смотреть фрагмент фильма «Смерть в Венеции» (1971):
Богард с блеском выдерживает такие планы, которые для иных актеров стали бы провальными или сочились бы фальшью.
И именно это позволило ему абсолютно достоверно создать образ композитора, ослепленного и исподволь разрушаемого живым совершенством.
Просто вглядитесь в последние кадры фильма «Смерть в Венеции» (1971), они действительно не требуют слов:
Актер Бьерн Андресен – Тадзио в фильме «Смерть в Венеции» (1971)
Лукино Висконти долго искал того актера, кто мог бы не только достоверно существовать в образе ангела Тадзио, но был бы и внешне столь же прекрасен и безупречен.
В поисках Тадзио для фильма «Смерть в Венеции» (1971):
Режиссером были отсмотрены сотни симпатичных и красивых мальчиков нужного возраста. Однако ни один не был в должной мере отстранен от всего земного. И ни одного из них нельзя было бы принять за ангела, спустившегося по воле случая на Землю.
Так было до тех пор, пока Висконти не наткнулся на Бьерна Андресена. А когда он его увидел, то уже не сомневался в собственном выборе.
Актера Бьерна Андресена совершенно оправданно называют самым красивым мальчиком двадцатого столетия. Более того, он был бы совершенным Дорианом Греем, если бы его пригласили на эту роль. А некоторые из кадров фильма «Смерть в Венеции» (1971), где актер просто присутствует, можно было бы вывесить в музее – настолько он в них идеален.
Кадры с Тадзио из фильма «Смерть в Венеции» (1971):
В роли Тадзио Андресен абсолютно достоверен. Ему и не требуется что-то изображать, он создает атмосферу, просто существуя в фильме «Смерть в Венеции» (1971). Выверенные совершенные движения. Идеальность всех действий. Аура ангела. Свет, словно струящийся из его тела и освещающий все вокруг.
На самом деле, если фильм «Смерть в Венеции» (1971) воспринимаешь не впервые, то его можно просто пересматривать, любуясь совершенством Тадзио (актер Бьерн Андресен).
И мне искренне жаль, что в карьере Бьерна Андресена эта роль осталась единственной значительной работой. А сам он, повзрослев, стал похож на демона.
А мне на сегодня остается только откланяться.
Побольше прекрасного в вашей жизни, друзья, и до встречи на следующей неделе.
Рецензии:
Рецензия на фильм "Евангелие от Матфея" П.Пазолини (1964)
Рецензия на фильм "Чужой 3" Д.Финчера (1992)
Рецензия на фильм "Камилла Клодель" Б.Нюиттена (1988)
Рецензия на фильм "Сатана" А.Байса (2007)
Рецензия на фильм "Вкус вишни" А.Киаростами (1997)
Обзоры:
Актеры в фильме "Риддик" (2013)
Актеры в фильме "Хищники" (2010)
Реклама от автора
Думаете, чего бы интересного почитать?
"Стрелок" - https://www.proza.ru/2016/07/10/44
Всем отчаявшимся посвящается. С любовью, пониманием. И осознанием того, что не все так однозначно в этом мире
Поделись этой статьёй с друзьями:
Именно эта красота как таковая, почти свела с ума Ашенбаха: не надо ничего изобретать, выдумывать, испытывать муки творчества ради достижения совершенства. Тадзио – естественное создание Бога, эталон красоты.
Без фильма, который обходится без большинства «умностей» гениального писателя, образ Тадзио так и остался бы для каждого свой. Но нет: он конкретный! И это – 15-летний Бьёрн Андерсен из Швеции.