Рецензия на фильм «Камилла Клодель» Брюно Нюиттена (1988)

Рецензия на фильм «Камилла Клодель» Брюно Нюиттена (1988)

Фильм «Камилла Клодель» (1988): отзыв о фильме, смотреть фрагменты. Талант – это раненая птица.

Сегодня мы поговорим о фильме "Камилла Клодель", снятом в 1988 году.

Творчество незаурядных художников, как правило, вызывает подлинный интерес. А узнав и полюбив их работы, неизменно стремишься узнать и о личности самого таланта, вникнуть в суть того, что им двигало, что именно побуждало к творчеству.

Так, по крайней мере для меня, произошло и с Камиллой Клодель – уникальным скульптором начала двадцатого века, от чьих работ, зачастую, просто нельзя оторваться.

О Камилле Клодель к настоящему времени снято два фильма, которые разделяет двадцать пять лет, можно сказать, почти целая жизнь.

И посмотрев фильм «Камилла Клодель, 1915», вышедший в 2013 году, я, естественно, не смогла обойти стороной и фильм 1988 года.

Смотреть трейлер к фильму «Камилла Клодель» (1988):

Сюжет фильма «Камилла Клодель» (1988)

В фильме «Камилла Клодель» (1988) режиссер Брюно Нюиттен берет на себя, по сути, титаническую задачу рассказать обо всей сознательной жизни Камиллы Клодель (актриса Изабель Аджани), которая, по мнению режиссера, заканчивается после принудительного помещения скульптора в психиатрическую лечебницу.

В самом начале фильма перед нами Камилла Клодель совсем молодая девушка, только делающая первые шаги в искусстве. Но уже с детства знающая, что она – скульптор.

Смотреть фрагмент фильма «Камилла Клодель» 1988:

В фильме очень скрупулезно показывается, как она работает. И, действительно, уже по ранним ее работам видно, что Камилла не середнячок, а художник, в котором созревает настоящий талант.

Затем происходит встреча Камиллы Клодель с Огюстом Роденом (в фильме это актер Жерар Депардье), которая становится поворотным пунктом для девятнадцатилетней девушки и определяет, в конечном счете, всю ее дальнейшую жизнь.

Смотреть фрагмент фильма «Камилла Клодель» 1988:

В фильме (от 1988 года) очень много внимания уделяется воссозданию на экране отношений Камиллы Клодель и Родена, действительно ставшего для нее даже не мороком, не наваждением, а тем, что до остатка пропитало все ее существо и существование. И тем, что в итоге привело в психиатрическую лечебницу, хотя на самом деле Камилла Клодель сумасшедшей не была вовсе.

Проблема в том, что этой «неземной любви», изображаемой в фильме (1988), совершенно не веришь. Но об этом, наверное, после.

Далее следует неизбежная беременность Камиллы Клодель, ее разрыв с возлюбленным, нервный срыв, выкидыш. И отчаянные попытки освободиться от того, что, фактически, уже давно для Камиллы Клодель является сутью ее бытия. И что убить можно только собственной смертью.

Смотреть фрагмент фильма «Камилла Клодель» 1988:

Однако все эти трагические события дают мощный импульс к творчеству, во многом – совершенно точно – потрясающему. Когда полуголодная, ведущая нищенское существование Камилла Клодель, еще недавно завораживающая своей красотой (актриса Изабель Аджани), а сейчас неотступно изводимая собственными наваждениями и страхами, постепенно превращающимися в фобии, стремится создать что-то полностью отличное от миропонимания ее недавнего соратника Родена.

И это ей, еще раз повторю, действительно удается. Можно только диву даваться, как человеку, до последней клеточки пропитанному другим (фильм «Камилла Клодель» 1988), удается творить нечто абсолютно отличающееся от работ этого другого. Причем не просто отличающееся, а цепляющее и до основания рвущее душу. Удивительно.

Впрочем, это касается именно самого скульптора, а не фильма «Камилла Клодель» от 1988 года.

Далее, по версии режиссера фильма от 1988 года, следует неотвратимое помешательство Камиллы Клодель. А заканчивается все сумасшедшим домом.

На этом, собственно, заканчивается не только фильм, но, как считает Брюно Нюиттен, и жизнь скульптора Камиллы Клодель.

Резюме по фильму «Камилла Клодель» (1988)

Меня всегда поражает в работах посредственностей и ремесленников от искусства гигантизм их произведений. То, что мастер укладывает в полтора-два часа, они, как правило, растягиваю чуть не до трех.

Спору нет, актеры на роли Камиллы Клодель (Изабель Аджани) и Огюста Родена (Жерар Депардье) по внешним данным подобраны почти идеально.

Отдельные сцены фильма проработаны очень тщательно. Отдельное спасибо за то, что много экранного времени отдано на отображение, как именно работала Камилла Клодель. Это действительно ценно.

Однако сам фильм неизбежно распадается на обособленные и часто самодостаточные фрагменты. Которые при сложении мозаики в единое целое вызывают скуку, ощущение натянутости, постановочности и общей ненужности.

Почитайте биографию Камиллы Клодель. И как раз оттуда вы узнаете всю силу и трагичность ее любви к Родену. Как раз оттуда вы почерпнете впечатление, что это была не просто любовь, а именно то неизбывное нечто, что пропитало каждую клетку существа Камиллы Клодель, стало сущностью ее бытия.

К сожалению, в фильме «Камилла Клодель» (1988) вам этого ощутить не удастся. Вот, вроде, все изображают верно, изображают много и часто. Но ключевое слово – «изображают».

Перед вами словно две марионетки, которые не живут, а просто играют. И ты, как ни старайся, не веришь им ну ни чуточки. А это, как ни крути, проблема не столько актеров, сколько режиссера фильма.

Ненужное слишком тщательное прописывание деталей без умения увязать картину в единое, слитное, целое полотно. Обилие невнятных, непонятно зачем вставленных сцен, которые так и хочется отсечь резцом самой Камиллы Клодель.

А затянутость, искусственность и амбициозность фильма «Камилла Клодель» 1988 вообще наводят уныние.

Однако нельзя не похвалить саундтрек фильма за авторством Gabriel Yared:

Брюно Нюиттен - хороший талантливый оператор. Одним из эталонных его фильмов в этом амплуа является, например, фильм «Одержимая» Анджея Жулавского. Где, кроме восхищения, операторская работа Нюиттена не вызывает ничего иного.

Зачем было переключаться на режиссерскую роль, да еще начинать с такого изначально сложного проекта – мне, честно говоря, не очень понятно.

Однако, так сказать, в перевернутые плюсы фильма «Камилла Клодель» (1988) можно записать то, что после просмотра фильма испытываешь настолько сильную неудовлетворенность, что если вам до сих пор не было известно, кто такая Камилла Клодель, то вы обязательно приметесь рыться в Интернете, чтобы почитать о ней и посмотреть ее работы.

Немного о Камилле Клодель:

Что я вам настоятельно и рекомендую сделать. Многие работы Камиллы Клодель действительно исключительны, поразительны и потрясающи.

Некоторые из работ Камиллы Клодель:

И бесконечно жаль, что большую их часть она уничтожила, причем собственными руками.

А если вы все-таки хотите почувствовать, чем Камилла Клодель жила после того, как ее насильно запихнули в психиатрическую клинику – а как бы нас ни уверял Брюно Нюиттен, жизнь Камиллы после этого не закончилась – посмотрите фильм «Камилла Клодель, 1915».

Этот фильм честен, короток и, по крайней мере, на пару порядков выше фильма, снятого в 1988 году. Ну а Жюльетт Бинош в роли Камиллы Клодель, преданной своими родными, державшими талантливого и практически здорового человека среди дебилов и сумасшедших – до самой смерти Камиллы, настолько правдива, что ее искренность абсолютно точно не останется без вашего зрительского ответа.

Приятного просмотра и до встречи на следующей неделе.

Рецензии:

Рецензия на фильм "Евангелие от Матфея" П.Пазолини (1964)

Рецензия на фильм "Смерть в Венеции" Л.Висконти (1971)

Рецензия на фильм "Чужой 3" Д.Финчера (1992)

Рецензия на фильм "Сатана" А.Байса (2007)

Рецензия на фильм "Вкус вишни" А.Киаростами (1997)

Обзоры:

Актеры в фильме "Риддик" (2013)

Актеры в фильме "Хищники" (2010)

Реклама от автора:
Что почитать субботним вечером:
«Лабиринт» — www.proza.ru/2017/09/13/29

Мы не умрем никогда

Поделись этой статьёй с друзьями:


310
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!